Ноябрь 22, 2024
Время: 01:59
USD
86.50
86.85
EUR
91.30
92.30
RUB
0.855
0.885

«Это адски тяжело»: мнение психологов о дистанционном обучении

14.04.2020 09:04
1248
«Это адски тяжело»: мнение психологов о дистанционном обучении


Как адаптироваться к онлайн-учебе — и детям, и родителям? Зарубежные психологи рассказали, как грамотно подойти к обучению на дому и почему не стоит пытаться сделать больше возможного.

 

О школьниках и домашнем обучении

 

Получилось так, что все школьники теперь перешли на дистанционное обучение. Никто не был к этому готов.


Дети никогда такого не видели, учителя тоже не успевают адаптироваться. В итоге все это превращается в хаос и нервотрепку, когда на родителей и детей сваливается огромное количество заданий.


От учителей требуют невесть чего и тоже держат в постоянном стрессе, и они, зажмурившись, кидаются всеми заданиями, которые нашли в своих папках и файлах. Родители все это ловят и принимают как данность, что они каким-то образом должны, как сейчас модно говорить, мотивировать ребенка на то, чтобы это все сделать. В итоге через две недели уже в истерике все. Учителя падают с ног и хотят, чтобы их пристрелили.


Надо понимать, что для преподавателя дистанционное обучение — это очень тяжелое и малоприятное мероприятие. За 2-часовой вебинар устаешь сильнее, чем за целый день очной группы потому что, когда перед тобой живые люди, ты обмениваешься с ними живыми взглядами, улыбками, эмоциями, нет ощущения, что ты один, как дурак, сам с собой разговариваешь. Учителя и преподаватели вузов сейчас делают это по 6-8 часов в день. Это адски тяжело.


Сделать дистанционные курсы с такой скоростью качественными невозможно. Для того чтобы перенести живой курс в дистанционный, необходимо вытянуть все, что живой человек вытягивает во время коммуникации. Хороший педагог вытягивает занятие на мимике, на тоне, на взглядах, на шутках, на перебросах спонтанными репликами с детьми.


Сегодня этого нет, и это должно вытягиваться какими-то картинками, инфографикой, анимацией, демонстрационными экспериментами или чем-то еще. Все это требует большой работы, больших усилий и времени.


Ни у кого сейчас на это нет ресурсов. Реально дети получают дистанционное образование в формате говорящей головы. Говорящую голову слушать целый день сложно. У кого-то из преподавателей хватает харизмы, у кого-то — нет.


Но учителя не дикторы телевидения и не актеры театра! Нереалистично ставить задачу сохранения качества образования при таком экстренном и вынужденном переходе на дистанционное образование. Это невозможно сделать, надрываясь и обвиняя друг друга.


Не старайтесь «впихнуть невпихуемое»


«Спокойно принимайте факт, что все дети сейчас просядут с учебой. Кто-то что-то пропустит, кто-то что-то не поймет, кто-то что-то не сделает, какие-то темы окажутся неясными. Это нормально, это естественно, в сложившейся ситуации не может быть иначе. Давайте без фанатизма! Не надо требовать, чтобы дети делали абсолютно все любой ценой. Если они просто слушают уроки и делают какую-то часть из того, что присылают, достаточно!»


Учителя сейчас просто не успевают проанализировать, что и в каком количестве присылать, и шлют все, что у них есть по теме. Многие учителя говорят, что после дня дистанционного образования они просто падают и спят, потому что это очень тяжело.


Давайте снижать градус требований и градус переживаний. Все отстанут, все пропустят, у всех что-то не получится — ничего страшного, это не конец света. Речь идет практически о двух месяцах, еще будет время все наверстать и повторить.


Несколько советов, как работать из дома, если у вас дети:


1. Составьте расписание. Желательно привлечь к составлению графика самих детей, если возраст им позволяет. Распишите во сколько будет у вас подъем, умывание, завтрак, занятия и так далее. Насколько у вас получится выполнять эти расписание, неизвестно, но иметь план всегда полезно для детской и взрослой психики.

2. Поговорите с детьми. Постарайтесь объяснить им, что происходит, что ваша жизнь на ближайшее время изменится, расскажите о важности вашей работы, и о том, что к ней нужно относиться с уважением (все это, конечно, будет пропущено мимо ушей, но попытаться стоит).

3. Мультики и видеоигры- ваше все. Если в это сложное время дети будут проводить больше времени перед экранами, ничего страшного, и не стоит себя за это винить. В конце концов, только это позволит вам поучаствовать в конференц- колле без риска, что на заднем плане будут маячить дети.

4. Делите обязанности. Если удаленно работают оба родителя, составьте «график дежурств», расписав, когда в течение дня обязанности по отношению к детям берет на себя мама, а когда- папа.

5. Разграничьте пространство. Поскольку ваш дом или квартира теперь стали одновременно офисом (или даже двумя), школой, детским садом, нужно разграничить территорию.

6. Соберите пакеты с перекусом. Чтобы не отвлекаться на бесконечные «Маам, я есть хочу», можно с вечера или с утра собирать для каждого ребенка пакетики с какими- то вкусностями, и выделить под них полку в буфете или холодильнике, чтобы дети могли сами брать еду если проголодаются.

7. Выделите детям коробки для занятий. Это может быть ящик, куда вы сложите бумагу для рисования, карандаш, конструкторы, раскраски – словом все что может занять детей на некоторое время. Если дети не дают вам сосредоточиться на работе, можно отправить их к этим коробкам, чтобы они сами выбрали, чем заняться.

8. Будьте реалистами, не судите себя строго – нормально поработать все равно не получится, поэтому не надо нервничать и ругаться на детей, у них и так стресс от всех этих перемен. Побольше веселья, расслабьтесь и, несмотря ни на что, получайте удовольствие!


Такая рекомендация была бы хороша и учителям. Они люди подневольные, а руководство не всегда адекватно. Учителя превратились в говорящие головы, хотя было бы лучше подбирать какие-то интересные фильмы (с того же Discovery), предлагать детям делать по ним тезисы, рисовать.


Ученики постарше могли бы делать ментальные схемы, опорные карты. Хорошо бы вместе обсуждать интересные исторические и художественные фильмы — это сэкономило бы всем и силы, и время. Но учителя зависят от программы и плана, а мудрости сверху ожидать не приходится.


Сейчас и со стороны родителей, и со стороны педагогов должно быть внятное высказывание, о том, что не надо экстренно все решать за счет завышенных требований, угроз и невозможных условий.


В некоторых странах объявили каникулы предварительно до лета. Отменили контрольные и проверочные работы, которых все так боятся. Если сделать, то же самое, то большого удара по трудоспособности населения не будет, зато это сэкономит огромное количество нервов детям, родителям и учителям.


Я думаю, что если об этом открыто говорить и настойчиво предлагать, то может быть хороший результат. Но даже если этого не случится, не надо нагнетать. Повторюсь: ничего страшного не произойдет, если дети чего-то не выполнят.


Более того, я рекомендую следующее: если школьник учится из дома, а родитель должен работать (ходить на работу или работать из дома), а у этого родителя есть еще тоддлер или другие обстоятельства, то в этой ситуации я бы написала письмо классному руководителю о том, что в силу определенных обстоятельств вы не можете обеспечить полноценный образовательный процесс своему ребенку.


Это нужно, чтобы вас не бомбардировали лишний раз, не требовали невозможного и не ругали ребенка.


Сообщить, что ребенок будет учиться сам, как сможет, вы же можете только создать ему рабочее место и кормить — больше ничего. Вы понимаете, что это может привести к снижению объема знаний и оценок, но вы не в претензии к школе по этому поводу.


Часто это приводит к снижению напряжения, родителей перестают бомбардировать постоянными вопросами о том, где домашнее задание за поза позапрошлую пятницу. Что касается совсем уж странных видов деятельности типа реферата по физкультуре, то проявляйте родительскую солидарность и предлагайте другие варианты решений.


Пишите преподавателю, предлагайте, например, чтобы дети поприседали и попрыгали, и снимите это на видео. Понятно, что никто это не будет смотреть, но ребенок проведет время более приятно.


Более того, если ребенок будет смотреть какие-то увлекательные вещи, больше играть в те же настольные игры, это даст ему больше, чем те задания, которые в панике присылают учителя.

Комментарии (0)

Защитный код

Нет комментариев. Вы можете быть первым!