Россия и Кыргызстан подтвердили свою приверженность совместному развитию газовой отрасли республики. На полях XII Международного газового форума, которые проходил в Санкт-Петербурге с 31 октября по 3 ноября, глава «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики Кыргызстана Таалайбек Ибраев подписали меморандум о сотрудничестве в развитии газовой отрасли КР. Документ направлен на долгосрочное взаимодействие в газовой сфере, а также на изучение возможности сотрудничества в электроэнергетике.
Петербургский международный газовый форум, открывший свои двери 31 октября, стал важнейшим мероприятием этого года для газовой отрасли и других направлений бизнеса, промышленности и науки. СМИ и эксперты уже назвали его беспрецедентным по числу участников и широте программы обсуждений.
Форум сопровождался уличной выставочной экспозицией, которая развернулась на территории «Экспофорума». В ней было задействовано более 500 участников, которые разместились на площади равной семи футбольным полям. Не менее трех тысяч человек стали гостями деловой программы, а общее количество посетителей ПМГФ—2023 за четыре дня превысило 20 тысяч человек.
Зарубежными участниками форума в этом году стали делегаты из Китая, Ирана, Турции и других стран. Нашу страну на форуме представлял глава Министерства энергетики Таалайбек Ибраев.
Тема «Трансформация мирового рынка природного газа: вызовы и пути развития» стала одной из важнейших на пленарном заседании форума. Эксперты, дискутировавшие по этим вопросам, пришли к выводу, что в ближайшем будущем страны Запада не смогут получать российский газ в привычных для себя объемах по старым маршрутам, поскольку РФ развернула газовые потоки к странам Евразии и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
О плане сотрудничества с Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Китаем и Турцией, озвучил на пленарном заседании Алексей Миллер. Глава «Газпрома» сообщил, что мировой спрос на газ в ближайшие 25 лет вырастет на 43%. Однако, отметил он, развития газового рынка теперь определяются в новых мировых центрахэкономического развития — «странах глобального Юга и Азиатско-Тихоокеанского региона, с которыми Россия динамично развивает отношения».
Напомним, ранее большая часть российского газа направлялась в Европу. Поскольку Евросоюз потреблял голубого топлива больше, чем добывал. Таким образом Россия и Европа много лет работали в одной парадигме. Однако сейчас происходит деформация взаимоотношений, сложившихся между традиционными потребителями и поставщиками газа.
Сейчас, когда европейские партнеры отказались от совместных проектов, для «Газпрома» мало что изменилось с точки зрения спроса. Компания продолжает работать в привычном для себя производственном темпе, наращивая поставки по альтернативным направлениям, например, в Китай. В 2022 году доля трубопроводных поставок составила 33%, дав «Газпрому» 50% прирост импорта. Российский газ в реверсном режиме поступает также в Узбекистан через Казахстан. В планах увеличение объемов поставок российского газа по системе магистрального газопровода «Средняя Азия — Центр».
Русский газ ждут и в Кыргызстане. Сейчас это особенно важно для нашей страны по целому ряду причин. Прежде всего, голубое топливо отчасти поможет решить проблему энергетического кризиса, с которым столкнулась республика в последние годы. Другой немаловажный фактор — это стремление властей Кыргызстана сократить объемы смога в крупных городах, за счет перевода частного сектора на газовое отопление.
Таалайбек Ибраев, выступавший в качестве спикера на XII Петербургском международном газовом форуме — 2023 сообщил о планах уже в следующем году перевести ТЭЦ Бишкека на газ.
«У нас есть грандиозные планы по увеличению газоснабжения в республике. У нас есть в Бишкеке теплоэлектроцентраль, которая вырабатывает 2 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год и может работать на газе. Есть станция такая же на юге. Поставки газа идут от соседей — Казахстана и Узбекистана. Естественно, когда центральноазиатский поток газа восстановили и соседи хотят получать дополнительный объем голубого топлива, это выгодно для нас. В будущем есть большие проекты. Мы хотим в 2024 году перевести ТЭЦ Бишкека с угля на газ. Это для нас будет перспективный проект», — сказал ТаалайбекИбраев.
Он отметил, что проект с «Кыргызнефтегазом» даст возможность обеспечить газом юг республики.
«Когда «Газпром» вкладывает средства в Узбекистан и Казахстан, это для нас тоже польза. Сейчас экономика Кыргызстана растет, потребление энергии растет на 10-12 процентов ежегодно, поэтому альтернативой электроэнергии будет, естественно, газ», — заключил Таалайбек Ибраев.
Кроме того, он рассказал, что российская сторона не только инвестирует в модернизацию и развитие газовой инфраструктуры КР, но и намерена вложиться в добычу и переработку кыргызских нефти и газа.
Это приведет к росту промышленности и энергетики, а значит – к появлению новых рабочих мест для молодежи страны. Так что, сотрудничество в газовой сфере в очередной раз доказывает, что Россия — не просто главный союзник Кыргызстана, но партнер, который нацелен поддержать нас и помочь нам развиваться.
Политолог, региональный эксперт Бакыт Бакетаев согласен с тем, что газовое сотрудничество с Россией полезно для Кыргызстана.
«Я, честно говоря, не в курсе деталей заключенного меморандума, но понимаю его масштабы. Газа у нас в Кыргызстане нет. То есть если он и есть, то его хватит на один—два региона. Поэтому то, что мы заключили договоры с «Газпром» — это для нас оказалась палочка выручалочка. Все помнят прекрасно, что каждой осенью наши министры кланялись правительству Узбекистана, чтобы оно предоставило нам газ. Ничего не добившись, Акаеву приходилось обращаться напрямую к Каримову. Все это моральное унижение прекратилось после того, как мы продали «Кыргызгаз» за $1 «Газпрому». Он пришел и у нас исчезли проблемы с обеспечением газом, экзистенциальная угроза и, мы перестали бояться, что газа не будет. Это весь народ знает», — говорит эксперт Бакыт Бакетаев.
По его словам, ввиду того, что сейчас идет переформатирование мировой геополитической структуры и наличие газового договора свидетельствует о том, что мы находимся по одну сторону с РФ.
«Естественно, Россия будет рассматривать нас как дружественную страну, которая в настоящее время занимает такую нейтрально-активную позицию. Это называется восточные игры. То есть мы изображаем нейтральность, но на самом деле все понимают на чьей мы стороне. Нейтральность бывает двух типов. Есть активная и есть пассивная. У Туркменистана, например, пассивная нейтральность: ничего не знаем, никого не вижу, ничего не слышу.
Мы же давно освоили политику активной нейтральности. Наши дипломаты научились вести ее. Что касается договора, я верю, что он был прописан совершенно в дружественных намерениях и не имеет никаких, скажем, выгод только для одной стороны. Это вам не договор с канадцами, которые вывезли 400 тонн золота [с месторождения Кумтор]. Россия — это не Канада, это точно», — резюмирует эксперт.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Вы можете быть первым!