Декабрь 03, 2024
Время: 23:20
USD
86.65
87.15
EUR
90.70
91.70
RUB
0.810
0.870

Государство и право

23.06.2022 19:27
25901
Государство и право


В преддверии дня юриста хочу поздравить всех своих коллег с профессиональным праздником.


Юрист – это важная профессия, изучающая свойства государства и права, играющая определяющую роль в становлении и развитии государства.


В этот день хотел бы коротко обозначить свое видение в одном из отраслей права – уголовном процессе.


Полагаю, что за время обретения Кыргызстаном суверенитета, все отрасли народного хозяйства в то или иное время совершенствовались и реформировались.


Однако, оно не дало ожидаемых результатов, так как структура правоохранительных органов, а именно следственные подразделения МВД, ГКНБ, СИН, прокуратуры, а ранее ГСБЭП и ГТС, как были, так и остались ориентированными под народное хозяйство Советского Союза и стали своеобразным тормозом в развитии страны в рыночных условиях в целом. Но это не говорит о том, что правоохранительные органы не пытались реформировать свои структурные следственные подразделения.


Так, в разные годы, еще до создания Следственных комитетов нашими странами соседями, органами прокуратуры Кыргызской Республики выдвигалась идея создания единого Следственного комитета при Генеральной прокуратуре с выводом из подчинения следственных подразделений из состава МВД, ГКНБ, ГСБЭП, ГТС и ГСИН. То есть, подразумевалось, что вышеуказанные правоохранительные органы занимались бы своими прямыми функциональными обязанностями.


Следует понимать, что система деятельности правоохранительных органов должна выстраиваться на принципах их прямых функциональных обязанностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами.


Идея создания Следственного комитета при Генеральной прокуратуре республики широко обсуждалась и поддерживалась общественностью.


В первую очередь, данное новшество обеспечило бы защиту прав и свобод граждан, СМИ, свободное развитие субъектов предпринимательства и невмешательство должностных лиц государственных органов, местного самоуправления в их деятельность. Вышеуказанные правоохранительные органы лишились бы функций, возбуждения уголовного дела, задержания, ареста, привлечения к уголовной ответственности, а также минимизировало бы коррупционные проявления в этих органах.


В свою очередь, должностные лица других государственных органов и местного самоуправления были бы защищены от необоснованного вмешательства в их деятельность со стороны правоохранительных органов и дало бы возможность более оперативному и широкому предоставлению государственных услуг населению, хозяйствующим субъектам, инвесторам, туристам и т.д.


Частые изменения и принятия страной новых Конституций и нормативно-правовых актов послужили главной причиной не реализации данного нововведения.


В настоящее время, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики по инициативе Генеральной прокуратуры, приняты соответствующие Законы и поправки, которые, тем самым, по моему убеждению, завершили первый этап и создали условия к образованию Следственного комитета при Генеральной прокуратуре республики.


Вторым этапом должен создаться Следственный комитет при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики, осуществляющий возбуждение и расследование уголовных дел только на основании поступивших и имеющихся материалов.


Структура Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики могла бы состоять из:

- Центрального аппарата Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики;

- Областных управлений Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики, а также управлений в городах Бишкек и Ош;

- Районных и городских отделов Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики.

 

При этом, для организации деятельности Центрального аппарата, областных управлений, управлений в городах Бишкек и Ош, районных и городских отделов Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики, дополнительных средств из бюджета не потребуется, так как решение этого вопроса видится в передаче действующих  штатных расписаний и лимитов на содержание зданий, сооружений, транспорта и обслуживающего персонала следственных подразделений МВД, ГКНБ, СИН и прокуратуры во вновь создаваемый Следственный комитет при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики.


Полномочия и функциональные обязанности структурных подразделений Следственного комитета могли бы быть сформированы следующим образом.


Вновь созданные районные и городские отделы Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики в основе своей деятельности и организации работ предварительного расследования охватывали бы расследование уличных преступлений на территории вверенных административных образований, преступлений совершенных военнослужащими, лицами отбывающими наказание в исправительных учреждениях СИН.


Организация деятельности и функционирование областных управлений и управлений в городах Бишкек и Ош, осуществлялась бы на базе следственных подразделений МВД Кыргызской Республики, расположенных в областных центрах и в городах Бишкек и Ош, с подчинением им районных и городских следственных отделов, а также отделов для расследования особо тяжких, коррупционных, должностных, государственных и экономических преступлений.


Организация деятельности и функционирование Центрального аппарата Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики могла бы осуществляться на базе Главных следственных управлений МВД, ГКНБ, следственного управления СИН, и следственных отделов прокуратуры Кыргызской Республики, с вертикальным подчинением ему всех территориальных следственных подразделений.


Следственный комитет при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики должен стать единым, независимым и централизованным органом расследования, осуществляющим свои полномочия в сфере уголовного судопроизводства, с прямым подчинением Генеральному прокурору Кыргызской Республики.


Непосредственное руководство Следственным комитетом при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики осуществлял бы его Председатель в ранге прокурора области, который контролировал бы качество расследования и эффективную деятельность Следственного комитета с персональной ответственностью за выполнение возложенных на Следственный комитет задач.


Общее руководство Следственным комитетом при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики должен осуществлять Генеральный прокурор Кыргызской Республики с осуществлением надзора за точным и единообразным исполнением законов, Следственным комитетом.


Как указано выше, данное нововведение полностью исключит ведомственную заинтересованность других органов, вмешательство оперативных служб в ход следствия и судебного разбирательства, резко поднимет роль адвокатов и представителей сторон, что даст реальные возможности в реализации принципов объективного, справедливого и беспристрастного расследования.


Третьим этапом формирования Следственного комитета, после приведения нормативной базы в соответствие, должен стать вывод его из структуры Генеральной прокуратуры с приданием самостоятельного статуса отдельного государственного органа, подотчетного Парламенту.


Еще раз с праздником коллеги.

 

Нурлан Турсункулов, экс-генеральный прокурор КР

Комментарии (0)

Защитный код

Нет комментариев. Вы можете быть первым!