Май 24, 2024
Время: 09:47
USD
87.80
88.70
EUR
94.70
95.70
RUB
0.970
0.990

Как торговое партнерство КР и РФ сделало республику ключевым транзитным узлом ЦА

04.04.2024 19:18
2337
Как торговое партнерство КР и РФ сделало республику ключевым транзитным узлом ЦА

 

В последние годы Кыргызстан превратился в ключевого игрока на торговом рынке Центральной Азии и, в частности, в пункт транзита товаров, предназначенных для России. Благодаря прочным торговым отношениям и стратегическому географическому положению наша страна укрепила свой статус крупнейшего транспортного и логистического узла региона.

 

Используя свои транзитные возможности, республика добилась стабильного роста ВВП, получает дополнительные инвестиции для развития экономики, повышает благосостояние простых граждан.

 

«Судя по отчетам по экспорту ряда каких-то компонентов, может быть, даже не готовой продукции, а комплектующих, мы видим, что произошло резкое увеличение. Вырос объем экспорта. По некоторым товарам в десятки раз. Естественно, эта продукция не нашего производства и нам такие объемы для внутреннего рынка не нужны. У нас нет таких крупных производств. У нас кое-какие объекты есть, конечно, но мы все знаем их наперечет. Поэтому основная цель это, конечно, экспорт. Экономика России должна была переориентироваться. Раньше она получала те компоненты или те запчасти из других стран, которые сейчас прекратили поставку. И, конечно, экономика перестроилась, и часть этих товаров идет транзитом через Кыргызстан. Я думаю, что для Кыргызстана последние два года это, конечно была такая большая удача, потому что для нашей экономики это послужило толчком. Для реорганизации нашей экономики, для того, чтобы начать заново индустриализацию, как хотел наш кабинет министров. Он ставил такую задачу. Вот и получилось, что таким серьезным толчком, который помог улучшить в целом состояние нашей экономики стал транзит товаров в РФ. Начался рост экономики за счет довольно серьезных объемов экспорта.  Если бы этого не было, мне кажется, что нашему правительству было бы тяжелее», — считает экономист Кубат Умурзаков.

 

Объем внешней и взаимной торговли товарами Кыргызстана, по предварительным данным, в январе—декабре 2023 года составил $15,7 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года он вырос на 29,9%.

Экспортные поставки составили $3,3 млрд, что на 46,8% выше, чем в 2022-м. Импортные поступления по сравнению с 2022-м годом выросли на 26%, до $12,4 млрд. Таким образом в структуре товарооборота на долю экспорта пришлось 21,1%, импорта — 78,9%.

 

В общем объеме товарооборота республики взаимная торговля с государствами-членами Евразийского экономического союза заняла 27,8%, в том числе в экспорте — 37,2%, в импорте — 25,3%.

Среди стран Евразийского экономического союза основными партнерами республики выступают Казахстан, с долей в импорте—экспорте от 7% до 13,8%, что в денежном выражении дало $1 млрд 317,9 млн, и Россия, с долей от 17,7% до 22,6%. Это делает РФ — крупнейшим торговым партнер Кыргызстана. 

 

Причем, что еще более важно, Россия является для нашей страны крупнейшим рынком сбыта. А если убрать из статистики экспорт золота в Швейцарию, который был налажен в прошлом году, то и самым главным. Кыргызстан поставляет на российский рынок товаров почти по 600 позициям. Среди крупнейших медных отходов и лом (на $80 млн 878,4 тысячи), машины посудомоечные ($57 млн 752,1 тысячи), звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура (на $54 млн 685,6 тысячи) и легковые автомобили (на $52 млн 549,3 тысячи). 

 

Также наша страна экспортирует в Россию большими партиями съедобные фрукты и орехи (более чем на $50,1 млн), предметы одежды и принадлежности к ней (на $37,8 млн).

 

По многим направлениям Кыргызстан делит статус основного поставщика на российский рынок с другими странами ЕАЭС. Однако, где мы превзошли всех конкурентов, так это в экспорте автомобилей. 

 

Как выяснилось, внешнеторговая статистика страны не отражает реальных цифр. Согласно данным Нацстаткома, в 2023 году мы поставили в Россию около 9 тысяч автомобилей, при этом зеркальные данные говорят об экспорте свыше 70 тысяч автомашин. Это составляет 17,5% общего объема импорта машин в Россию. По этому показателю наша страна уступила только Китаю, с его 76% объема импорта. 

 

Используя транзитные возможности, страна добилась стабильного роста своего валового внутреннего продукта, получает дополнительные инвестиции для развития экономики, повышает благосостояние простых граждан. По предварительной оценке, ВВП, в 2023 году составил более 1,2 трлн сомов. К 2022 году он вырос на 6,2%.

 

«Кыргызстан хочет по каким-то товарам или компонентов занимать хотя бы там, допустим, полпроцента в потребностях России. Если бы это доля выросла до 2% это было бы очень здорово. В РФ сейчас начались тоже индустриализация, возрождение промышленности. И для нас было бы очень важно какую-то роль играть в этом процессе», — заключил Умурзаков.

 

Забегая вперед, отметим, что значение Кыргызстана как транзитного узла может еще больше возрасти с запуском амбициозных инфраструктурных проектов, таких как железная дорога Китай—Кыргызстан—Узбекистан. Эта инициатива обещает существенно снизить транзитные расходы и улучшить транспортное сообщение, что делает Кыргызстан серьезным конкурентом существующим транзитным маршрутам через казахстанские железные дороги.

 

Однако, несмотря на эти экономические возможности, Кыргызстан сталкивается с геополитическим давлением со стороны Запада. США и ЕС стремятся воспрепятствовать укреплению и развитию наших торговых связей с Россией, буквально принуждая руководство страны присоединиться к антироссийским санкциям. Конечно, это противоречит интересам страны, как в части экономического развития и укрепления благосостояния граждан, так и в части продовольственной безопасности, которая обеспечивается во многом за счет наших связей со стратегическим партнером. 

 

Разумеется, западникам на наши резоны наплевать. И это, судя по всему, власти нашей страны прекрасно понимают. Действующее руководство Кыргызстана дальновидно отдает предпочтение взаимоотношениям, которые обеспечат нашу страну качественными экономическими проектами, позволят наращивать энергетические мощности, модернизировать производства, создавая благоприятные возможности для повышения уровня жизни кыргызстанцев. В этой связи непреклонность официального Бишкека равно его приверженности сохранению своей экономической независимости и суверенитета.

Теги

Комментарии (0)

Защитный код

Нет комментариев. Вы можете быть первым!