Кыргызстан рассматривает возможность введения английской правовой системы. Такой шаг, по мнению сторонников этой идеи, позволит привлечь дополнительные иностранные инвестиции в страну. Однако, вся эта инициатива рискует обернуться для республики правовым кошмаром, существенными финансовыми затратами и охлаждением интереса со стороны инвесторов из числа традиционных партнеров.
В Кыргызстане задумались о введении английского права. Это следует из заявления президента республики Садыра Жапарова, сделанного на Народном курултае еще в декабре прошлого года. По мнению главы государства, такой шаг поможет республике выйти на международный рынок инвестиций.
На первый взгляд, идея внедрения английской правовой системы в Кыргызстане, действительно, может показаться привлекательной. Однако существуют и потенциальные недостатки, а также проблемы, связанные с этим решением. К ним можно отнести культурный барьер. Внедрение английской правовой системы потребует значительного изменения правовой культуры среди юристов, судей и населения в целом. Такой переход будет трудным и займет много времени, что приведет к путанице и неэффективности правовой системы в республике.
Не будем также забывать и затратах на внедрение этой инициативы, особенно это актуально с точки зрения ограниченности ресурсов нашего бюджета. В стране до сих пор остается много сфер, требующих дополнительного финансирования. В то же самое время перестройка правовой системы на западный лад потребует значительных финансовых ресурсов и инвестиций в юридическое образование, профессиональную подготовку и законодательную инфраструктуру. В результате Кыргызстан может столкнуться с бюджетными ограничениями и нехваткой ресурсов, что затруднит внедрение и, что еще немаловажно, поддержание такой системы.
Важно также понимать, что английское право хоть и признано в мировой практике, вместе с тем оно не лишено недостатков. Оно известно своей сложностью и запутанностью. Это может быть нелегко адаптировать к правовому контексту Кыргызстана. Адаптация любых иностранных правовых принципов к местным практике и социально-экономическим условиям может создать значительные проблемы и привести к несоответствиям и неопределенности в правовом толковании и применении.
Как показал опыт России и Казахстана, попытки переноса английского права в конкретные условия каждой из стран, где применяется традиционное романо-германское право, терпят провал из-за полной несовместимости правовых систем, бизнес- и судебных традиций и даже менталитетов населения. Законы, принимаемые на основе английского права, не работают ни на пространстве бывшего СССР, ни в других странах, кроме Британского содружества, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Северной Ирландии.
«Внедрение английского права в Кыргызстане, стране, где работает римское право, создает значительные проблемы. В отличие от стран, придерживающихся английского права, в которых отсутствует писаная Конституция и которые опираются на юридический прецедент, наша республика функционирует в рамках системы, где законы основаны на римских правовых принципах, а Конституция служит основой законодательства. Предложение о принятии английского законодательства сродни предложению перейти от употребления конины к употреблению собачатины. Это представляет собой фундаментальный отход от установленной правовой базы и конституционных норм страны. Внедрение английского законодательства потребовало бы от нас пересмотра Конституции и отмены существующих правовых структур. Такой значительный сдвиг не может быть осуществлен легкомысленно, для принятия таких решений требуется широкая общественная поддержка, которая должна быть подтверждена на референдуме. Хотя привлечение иностранных инвестиций является приоритетом для Кыргызстана, принятие английского законодательства исключительно с этой целью вызывает вопросы», — считает эксперт Бакыт Бакетаев.
Так что в итоге вместо ожидаемого результата в виде привлечения инвестиций республика может получить обратный эффект. Фактическое влияние внедрения английского права в Кыргызстане может быть ограниченным. Так как наряду с правовой системой инвесторы также учитываю такие факторы как политическая стабильность, инфраструктура и рыночные условия.
В настоящее время наша страна занимает 140 место в рейтинге Doing Business Всемирного банка. Главные минусы для иностранных инвесторов в нашей стране — отсутствие четких и понятных правил игры в бизнесе, «ручное управление» экономикой, высокая социально-политическая активность и слабое развитие внутреннего инвестиционного рынка. Именно это больше всего отпугивает инвесторов. Это значит, что просто изменение нормативно-правовой базы не особо повлияет на инвестиционную привлекательность Кыргызстана без решения более широких экономических и институциональных проблем.
К слову, о факторах, которые мешают инвестициям, такие как организованная преступность и коррупция, в своем выступлении президент также сказал. Да, в Кыргызстане сейчас ведется непримиримая борьба с этими явлениями, но борьба — процесс. Нельзя за день, месяц, год изменить то, что покрывалось и процветало почти 30 лет независимости республики. Как и внедрение чуждой правовой системы, это не может исправить кардинальным образом ситуацию с иностранными инвесторами. Напротив, принятие английской правовой системы потенциально может подорвать суверенитет и национальную идентичность Кыргызстана. Страна может стать чрезмерно зависимой от иностранных правовых принципов и институтов, что не может не вызывать обеспокоенность по поводу сохранения наших собственных правовых традиций и ценностей.
Говоря об иностранных инвестициях не лишним будет взглянуть, кто сегодня является нашим главным инвестором. И это не Великобритания и США, это Россия. Только за три года, с 2020 по 2022 годы, РФ инвестировала в Кыргызстан $7 млрд 246,5 млн, в то время как Соединенное Королевство только $594 млн, а Штаты и того меньше — $117,5 млн. Это в очередной раз показывает, что Россия наш главный инвестор. Совместные проекты в промышленной кооперации, агросекторе, сфере услуг и туризма уже дали реальные результаты, привели к росту ВВП и зарплат наших граждан.
Таким образом мы видим, что для тех, кто заинтересован в нашем регионе действующее законодательство нисколько не мешает вкладываться в экономику страны. При этом новые правила, в виде английского права, которое также чуждо российскому бизнесу, как и нам может стать серьезным барьером. И мы рискуем в погоне за эфемерными инвестициями, лишиться той самой синицы в руках. Реальных инвесторов из других стран зависимость от английского права в законодательстве может только отпугнуть.
Это не означает, что Кыргызстану некуда расти. Нужно улучшать условия для инвесторов, и главным образом, как сказал президент СадырЖапаров на Народном курултае, нам нужно менять отношение к тем, кто вкладывает деньги в наше благополучие, быть к ним более дружественными.
«Мы не должны рассматривать их как врагов, пытающихся захватить страну или нашу землю, — заявил президент. — Цель каждого инвестора — получить прибыль. Каждый инвестор, выполняя свою работу, также дает общий полезный результат для общества. Каждый из нас должен оказывать инвесторам как можно больше поддержки. Если будут построены предприятия, будут созданы рабочие места для местного населения, что будет способствовать улучшению жизни людей».
В этом ключе Кыргызстану стоит развивать собственную правовую систему, совершенствовать инвестиционное законодательство. Принятие английского права мало что может изменить в ситуации с ростом иностранных инвестиций: Запад, и в частности англосаксы, не заинтересованы в развитии экономики Кыргызстана и повышении благосостояния его народа.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Вы можете быть первым!