Отставка премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева хоть и стала неожиданностью, но все-таки имела под собой ожидаемую последовательность. Конечно было предчувствие скорых перемен и смена карт на политическом столе, но в то же время это казалось событием маловероятным, уверены политологи.
Теперь постфактум можно рассуждать что отставка главы правительства кажется не то чтобы рискованным шагом, сколько необходимым. Провал в сфере экономики, дефицит бюджета и конечно не совсем качественная работа кабмина во время пандемии, еще больше усугубили нарастающее чувство опасения.
Разговоры об уходе премьера хоть и не обсуждалось повсеместно, но такие настроения начали иметь под собой основу во время «каникул» главы правительства. Пресловутое дело «радиочастот» стало тем самым «камнем преткновения» которое дало отмашку на запуск алгоритмов по смене кадров.
Рассуждая на тему кто же станет новым премьером и на кого падет выбор действующей власти невольно можно задуматься о причинно-следственных связях политической игры, которая сейчас находиться в активной фазе.
Мультимедийно-информационное агентство «Media center» связалось с политологом Марсом Сариевым что-бы обсудить ситуацию вокруг «кресла» премьера.
- Марс Осмонкулович как вы считаете, чем будет руководствоваться власть при выборе нового премьера? Неужели старый принцип региональной преемственности сыграет главную роль?
- Дело в том, что груз ответственности премьер-министра была очень большой. Была проведена провальная экономическая политика которая сильно подставляла и президента и всю действующую власть. Никакого прорыва не происходило, что конечно не играло в пользу экс-премьера. Сейчас выбрана удачное время для отставки премьера, так как сейчас лето. В политике лето - это мертвый сезон, в любом случае никакой политической активности не будет, митингов не будет, тем более в защиту премьер-министра. Так как если бы смену сделали бы осенью, это бы стало не правильным решением. Осенью выборы, политическая гонка, поэтому выбрали лето, более тихая и благоприятная обстановка позволит подготовиться к осенним политическим баталиям. Поэтому власть сделала рокировку.
- Как высчитаете кто является более привлекательным и приоритетным кандидатом для кресла премьер-министра?
- Я не думаю что Кубатбек Боронов станет премьер-министром. Все таки я думаю он будет временно исполнять обязанности. На мой взгляд реальные шансы имеют Асрандиев (первый – вице-премьер-министр) и Суракматов (мэр Бишкека). Дело в том, что сейчас нужен очень резкий прорыв в экономической политике. Нужны реформаторы которым будет дан карт-бланш. Эркин Асрандиев и Азиз Суракматов в этом плане более динамичные, а в Боронове я не вижу реформаторской искры. Дело в том что скорее всего карантин будет снова усиливаться поэтому нужны сильные фигуры, которые могли бы показать, что в экономической сфере тоже происходит перелом. Именно на реформаторские и сильные личности будут делать ставку действующая власть. Такова логика обстоятельств.
- Вы упомянули в качестве кандидатуры на пост премьера Азиза Суракматова, но в то же время буквально вчера арестовали Артура Халдарова учредителя комании «Ала ТВ» в рамках дела «радиочастот». Есть слухи о том что могут привлечь и мэра Бишкека по этому делу. Поэтому помимо Асрандиева и Боронова есть ли «темные лошадки» которые могут претендовать на пост премьер-министра.
- Вполне возможно. Я не исключаю кандидатуру Бабанова. Еще несколько лет назад когда Бабанов не отрекся от политической деятельности, я сказал что Бабанов мог стать тем реформатором который бы устроил во первых Москву, потому что креатура поддерживается Москвой. Тем более очень большая электоральная база, но видите он же сказал, что не будет участвовать в политике. В этом плане он как политик поступает не очень нравственно. Но его могут продавливать силы из первопрестольной (Москва) потому что он мог бы проводить реформы, за ним есть люди, за ним есть ресурсы и российские мега-проекты. Это устраивает Россию в условиях геополитической проекта по странам бывшего союза. Тем более он (Омурбек Бабанов) в последнее время стал вести политические консультации со всеми политическими силами. Поэтому его кандидатуру я не исключаю.
- Если Омурбек Бабанов вернется в политику значит соответственно было некое соглашение между властью и Бабановым, так как кажется именно из-за этого недавно появился противоположный диаметральный политический блок в лице объединения «Жаны дем» которая включает в себя шесть крупных партий которая могла удерживать баланс в раскладе политических сил в Кыргызстане?
- Да вы правы, я думаю это предвидят те концептуальные центры которые противостоят. И в принципе объединение Текебаева, Жанара Акаева и партии зеленых если посмотреть в целом это прозападный проект. Это попытка создания некого противовеса которая могла бы противостоять про российскому влиянию и мобилизовать тех которые настроены прозападно. Я думаю что события будут разворачиваться по такому сценарию.
Спасибо за беседу, Марс Осмонкулович!
Резюмируя состояние дел в политической жизни нашей страны и его возможные вариации развития. Даже в условиях карантина и экономической напряженности, политические процессы в Кыргызстане имеют свойство многовекторности, хаотичности и цикличности. Где каждый раз разыгрываются одни и те же партии но меняется только ставки и цели и конечно же приоритеты.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Вы можете быть первым!