Ноябрь 22, 2024
Время: 13:19
USD
86.50
86.85
EUR
90.40
91.40
RUB
0.845
0.885

Кто поможет преодолеть водный кризис в Центральной Азии?

11.07.2024 13:24
3453
Кто поможет преодолеть водный кризис в Центральной Азии?


Водная безопасность во многих регионах мира находится под угрозой. Согласно данным ООН, 2 млрд человек не имеют доступа к безопасной питьевой воде, а 3,6 млрд человек — к безопасной санитарии. Эта проблема также актуальна и для Центральной Азии, где вопрос обеспечения доступа к питьевой воде стоит еще более остро. По оценкам экспертов Евразийского банка развития, в ЦА 9,9 млн человек, или 13,5% населения, не имеют доступа к этому жизненно-необходимому ресурсу. 


За 1994—2020 годы объем забора воды на коммунально-бытовые нужды вырос в 2 раза, до 8,6 кубических километров, а инвестиции в инфраструктуру питьевого водоснабжения не соответствовали росту потребления. В результате износ инфраструктуры водоснабжения и очистного оборудования предельно высок. Изношенность сетей водоснабжения и водоотведения оценивается до 80%, а технологические и коммерческие потери воды в распределительных сетях достигают 55%.


«Во всех странах ЦА техническое состояние инфраструктуры водоснабжения и очистного оборудования осложняет соблюдение технологического режима работы систем и обеспечение высокого качества питьевой воды», — пишут аналитики международного института.


Существующее финансовое обеспечение планов и программ развития сектора водоснабжения и санитарии в странах Центральной Азии недостаточно для выполнения Целей устойчивого развития до 2030 года. Согласно сравнительной оценке ожидаемых и прогнозных объемов финансирования, на 2025—2030 годы региону не хватает более $12 млрд или $2 млрд ежегодно.


Среди стран региона наибольший дефицит финансирования ожидается в Узбекистане — $826 млн в год, или почти $5 млрд в 2025—2030 годы. Значительная нехватка финансирования прогнозируется и в Казахстане — $700 млн в год, или $4,2 млрд до 2030 года. В Таджикистане дефицит также довольно значительный для экономики страны, он достигнет $209 млн в год (более $1,2 млрд до 2030 года).


В Кыргызстане централизованное водоснабжение и водоотведение в городах и районных центрах регулировалось государственным органом в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а обеспечение питьевой водой населения в сельской местности — министерствами в сфере сельского и водного хозяйства. Их работа не была скоординирована, что мешало проведению единой политики в сфере водоснабжения, особенно в сельской местности.


Усугубила ситуацию недостаточность финансирования и низкие тарифы на питьевую воду. Затраты на подачу питьевой воды в 1,5 раза выше действующих тарифов, что привело к неустойчивости и несостоятельности сельских общественных объединений потребителей питьевой воды. Многие из них закрылись, а те, что остались, находятся в тяжелом финансовом положении.


Для разрешения сложившейся ситуации в 2023 году правительство Кыргызстана возобновило усилия по развитию систем водоснабжения и водоотведения, создав соответствующий департамент. Он отвечает за строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов водоснабжения, а также за координацию с другими государственными органами.


Кроме того, в стране была принята Программа развития систем питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов. Она рассчитана до 2026 года и направлена на обеспечение 95% городского населения и более 2 млн сельских жителей безопасной питьевой водой. Также она предусматривает улучшение систем водоотведения в районных центрах и соблюдение санитарных норм в образовательных учреждениях. Оценочно, реализация программы обойдется в $616,92 млн.


При этом для всеобщего доступа населения страны к питьевой воде необходимы еще большие инвестиции. Размер долгосрочных вложений прогнозируется экспертами в пределах $917 млн. У нашей страны нет столько свободных средств, и за счет республиканского и местных бюджетов Кыргызстан способен покрыть всего 2,8% необходимых инвестиций. Поэтому ожидается, что большая часть проекта будет профинансирована за счет внешних финансовых ресурсов — порядка $890 млн.


«Перед Кыргызстаном в решении вопросов водопользования стоят такие системные проблемы, как износ и устаревание систем водообеспечения. В городах и крупных населенных пунктах, как правило, нет своевременного и капитального ремонта этих систем. Из-за частых аварий вода тысячами кубометров разливается, уходит в почву, а протечка неисправных кранов и труб приводит к потере чистой питьевой воды в огромных масштабах. Согласно официальным данным, в нерабочем состоянии в республике находятся около 40% ирригационных сооружений, которые числятся на балансе государства. Что касается сельскохозяйственных каналов на балансе ассоциаций водопользователей и айыл окмоту, то ремонтировать и очищать нужно примерно 70% из них», — говорит эксперт Игорь Шестаков.


Для модернизации системы водоснабжения страна намерена запросить международную правительственную помощь у таких организаций, как Всемирный банк, Исламский банк развития, Саудовский фонд развития, Азиатский банк развития, правительство КНР, правительство Республики Корея и другие.


«Выгодно привлекать Россию в качестве инвестора в решение водных вопросов. Мы привыкли, что, когда речь заходит о водной инфраструктуре, мы в основном выбираем Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития. Финансовые кредиты могут быть выгодны, но это кредиты. Возможно, у российских партнеров мы сможем привлекать инвестиции в рамках двусторонних проектов. Россия всегда открыта к социальным проектам», — считает Шестаков.


Пока республике приходится справляться без международных доноров, но не в одиночку. Россия, которая давно ушла от долговых отношений с Кыргызстаном, еще в 2015 году потратила миллион долларов на обеспечение школ республики питьевой водой. Это сделано в рамках совместного проекта России с ЮНИСЕФ и АРИС.


Тогда помощью было охвачено 50 региональных школ. Россия дала деньги со словами: «Потраченный миллион долларов вернется огромными процентами в виде детского здоровья». Эти слова принадлежат действовавшему на тот момент послу России Андрею Крутько, который заявил об этом на открытии водного узла в учебном заведении Иссык-Кульской области. В этом вся Россия — она не ждет другой отдачи от своих вложений.


Позже РФ продолжила помогать кыргызстанским школьникам не только доступом к воде, но и обеспечением полноценного горячего питания. Реализовывала свои проекты через Всемирную продовольственную программу. Объем российских инвестиций по программе сегодня оценивается в десятки миллионов долларов.


«Кыргызстану нужно использовать опыт России в решении водных стратегических проблем. Есть хороший пример — федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов», который позволил РФ не только остановить деградацию десятков рек и озер, но и создать инфраструктуру вокруг них: в Липецке после расчистки водоема появился огромный благоустроенный парк. Поэтому, как показывает взаимодействие с тем же «Газпромом» и «Росатомом», российские компании могут сыграть ключевую роль в решении водных проблем в Кыргызстане. Пока республика не может полностью решить эти вопросы самостоятельно, стоит работать более активно с российскими госкомпаниями», — заключил эксперт Игорь Шестаков.

Комментарии (0)

Защитный код

Нет комментариев. Вы можете быть первым!