Ещё раз по поводу конституционной реформы. На фоне продолжающейся жесткой критики нового проекта Конституции и углубляющегося недовольства и противостояния в обществе это не может не вызывать озабоченности.
После того как 10 января на референдуме была принята президентская форма правления, остается с этим смириться, но при этом постараться не получить ханституции, чтобы тем самым не допустить нежелательных последствий и политических потрясений.
В бытность мою премьер-министром, согласно действовавшей на тот момент Конституции, правительство было ответственно перед Президентом и подотчетно парламенту.
У нас была определенная самостоятельность, но в очень узких рамках. Например, я ещё в то время открыто заявлял, что у нас в стране два правительства: одно в лице министерств и госагентств, которое возглавлял премьер-министр, а второе - в лице различных государственных акционерных обществ, таких как, Электрические станции, Аэропорт Манас, Кыргызалтын и др. Они фактически возглавлялись президентом страны. Их руководители назначались и освобождались только по прямому указанию президента. Премьер-министру отводилась роль почтальона, работа которого состояла лишь в том, чтобы переправлять указание президента на рассмотрение Совета директоров ОАО. Например, мы дважды на заседании правительства принимали решение об освобождении гендиректора Электрических станций по фамилии Балкибеков от занимаемой должности за провалы в энергетическом секторе и дважды Бакиев отклонял наши решения. После революции 2010 года этот прохиндей Балкибеков сбежал из страны, опасаясь уголовного преследования. Такие же примеры можно привести практически по всем другим ОАО.
Акаевские, бакиевские и прочих президентов аппараты, замкнув всё и вся на себя, попросту не смогли со всеми проблемами справиться. Результаты подобного перетаскивания "одеяла" всем известны.
Недаром в науке управления давным-давно полномочия и ответственность предлагается разумно распределять по различным уровням принятия решений. Функции же контроля президент может и должен оставить за собой через систему подчинённых ему контролирующих структур.
Для этого не надо менять Конституцию. Опираясь на результаты референдума можно принять соответствующие корректирующие законы. Даже выборы в Жогорку Кенеш можно проводить совместив пропорциональную систему с преференциальной, не прибегая к конституционным изменениям. В самом крайнем случае, без проведения референдума, можно через парламент принять изменения с 3 по 9 главы Конституции Действующий Основной закон это позволяет.
Если мы полностью все замкнем на президенте, то он физически не справится с таким объёмом работы. У нас и по этой Конституции в стране уже и де-факто и де-юре установилась президентская форма правления. Сегодня ни одно назначение не может быть без личного участия президента, ни одно решение наш парламент не примет без согласования с президентом, думаю также всем понятно, что ни один суд не примет самостоятельного решения по вопросам, находящимся под контролем главы государства.
В этой ситуации трата денег, времени и самое главное углубление противостояния в обществе в связи с принятием новой ханституции, весьма непродуктивная и не мудрая вещь, с позиции обеспечения и достижения государственных интересов.
Соответствующие предложения в принципе готовы. Если там наверху поймут, что ДАКАНСА в таком важном вопросе упираться нецелесообразно и даже вредно, то достичь разумных компромиссов несложно. И тогда, как говорят в местах не столь отдалённых, откуда недавно возвратился и наш ажо: "будем вместе двигаться во благо общего"))).
Феликс Кулов, государственный деятель
P.S. Грамматика и стилистика автора сохранена
Комментарии (0)
Нет комментариев. Вы можете быть первым!