По мнению Бирназарова, это могли бы быть 50 лучших кыргызских фильмов, включая экранизации произведений Чингиза Айтматова.
Кыргызстан, вопреки всем политическим, экономическим и социальным трудностям, продолжает возрождение «кыргызского чуда», которое началось в середине двухтысячных. Игровые, документальные и короткометражные фильмы кыргызских режиссеров получают награды на престижных международных кинофестивалях, а в обычный кинопрокат выходят легкие отечественные комедии, вписывающиеся в международные тренды массового кино.
Сама республика тоже активно проводит международные кинофестивали, один из которых – форум Молодого кино стран СНГ «Умут», завершившегося на этой неделе. В 2022 году он прошел уже в десятый раз, и был посвящен 80-летию Народного артиста республики Геннадия Базарова.
Журналист «КП-Кыргызстан» задал несколько вопросов режиссеру Темиру Бирназарову, одному из основателей «Умута», о том, куда идет современное кыргызское кино, и как можно сделать ретроспективу кыргызских фильмов доступной зрителю.
– Кыргызстан активно участвует в создании авторского кино на мировом уровне: и отправляет картины на международные фестивали, и сам проводит такие фестивали на своей территории… Как Вы можете охарактеризовать эту тенденцию? Кого можете особо отметить?
– Это очень хорошо – идет творческий обмен между странами. У нас снимается много фильмов, которые надо поддержать и показывать.
Я был основоположником «Умут». Более десяти лет назад вместе с Пазыловым [экс- директор департамента по кинематографии при Министерстве культуры и информации КР Абибилла Пазылов, – прим.авт.] мы организовали «Умут» в целях поддержки молодых режиссеров его как Национальный фестиваль молодого кино. Сначала он был только для нашей страны, потом начал расширяться, что, конечно, радует.
Когда мы впервые провели «Умут», то главным призом, по положению кинофорума, были деньги на съемки полнометражного фильма – около 3 млн сомов. Тогда его получил Акжол Бекболотов с короткометражным фильмом «У нас все хорошо» («Камсанабаныз») – он сейчас директор киностудии «Кыргызфильм». Еще одной наградой были средства на съемку короткометражного фильма, остальным победителям вручали небольшие денежные призы.
Потом к фестивалю подключилась Гульбара Толомушова [киновед, кинокритик, программный директор «Умут», – прим.авт.]. С ее приходом кинофорум стал международным: к нам приезжают из Казахстана, России, Армении, Азербайджана…Это очень хорошо.
Из постсоветских стран нигде, кроме Кыргызстана, нет Кинофорума женщин-режиссеров. Режиссер Асель Жураева и ее фонд [общественный фонд «Творческие женщины Азии», –прим.авт.] уже не первый год приглашают на него гостей из России, Казахстана, Узбекистана, других стран.
И пусть в экономическом отношении у нас не все гладко, в творчестве наши женщины идут в первых рядах. Раньше это были Динара Асанова, Лиля Турусбекова, Клара Юсупжанова, сейчас активно работают и творят Асель Жураева, Наргиза Маматкулова, Мээрим Догдурбекова. И у них это отлично получается!
– Скоро в Кыргызстане появится еще один международный кинофестиваль. Бишкекский международный кинофестиваль должен открыть двери уже в 2023 году согласно майскому указу президента Садыра Жапарова о поддержке и развитии кино [указ «О мерах по развитию национальной киноиндустрии и дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки кинематографии Кыргызской Республики», – прим.авт.]. Сможет ли, на Ваш взгляд, Кыргызстан сделать значимый на международном уровне фестиваль полностью под эгидой государства?
– К сожалению, зачастую все, за что берется государство, у нас получается не очень удачно, если получается. Конечно, было бы хорошо, если бы государство поддержало финансово подобный фестиваль. Но пока непонятно, кто те люди, которые будут организовывать этот фестиваль в будущем – будут ли они заинтересованы в нем?
Или же это будут просто чиновники, назначенные «сверху»? Какого он будет формата? Хватит ли у нас сил организовать такое масштабное мероприятие? Знаете, у нас дважды провели Международный Иссык-Кульский кинофестиваль стран ШОС в 2007 и 2008 годах…
Но на этом все! В более богатом Казахстане был свой международный кинофестиваль «Евразия», который проводился много лет, но в итоге сдулся [МКФ «Евразия» существовал с 1998 по 2019 годы, с началом пандемии коронавируса пока больше не проводился, – прим.авт.]. Идея, конечно, хорошая. Но, мне кажется, для ее реализации нужен оргкомитет из опытных специалистов, куда нужно привлечь и наших деятелей кино.
– Если говорить об указе в целом, то он – практически первый случай, когда государство за последние годы обращает внимание на национальный кинематограф. Насколько меры указа по его развитию соответствуют нуждам кинематографистов?
– В целом, соответствуют. В Кыргызстане сейчас снимается очень много фильмов, и радует, что частные киностудии зарабатывают на этом деньги. Раньше кино было произведением искусства, сейчас – превратилось в товар.
Я бы сказал, что сейчас кино разделено на категории. Есть фильмы-произведения искусства, национальное кино, которое поддерживается со стороны государства, фильмы, которые несут с собой определенную смысловую нагрузку. Есть коммерческое, скажем так, независимое кино.
И, мне кажется, у зрителя есть потребность в том, чтобы разобраться в этой каше, определить, что по-настоящему представляет ценность… Для этого и нужны кинофестивали. Не зря Кыргызстан – страна кино, несмотря на все трудности. У нас много киностудий, много фильмов, много зрителей ходит в кино. Это говорит о том, что у кыргызстанцев есть к этому интерес.
Мне кажется, что кино должно быть не товаром, а все-таки произведением искусства. И оно должно войти в школьную программу.
– Какие фильмы Вы бы включили в школьную программу и почему?
– Я уже около двадцати лет обращаюсь к президентам Кыргызстана с тем, чтобы включить в школьную программу около 50 лучших кыргызских фильмов. Потому что современные дети и школьники практически не читают книги! И даже взрослые не читают.
Например, в классе 30 учеников, которым задали прочесть «Джамилю» Чингиза Айтматова. За месяц повесть прочитает 2-3 человека. А если показать им экранизацию «Джамили» – ее посмотрят все. И будут знать не только об Айтматове, но и об истории фильма.
И если мы будем включать, например, классические кыргызские фильмы в школьную программу, то сможем привить школьникам хороший вкус к фильмам, научить их анализировать, думать…Через несколько лет после того, как я предложил это в первый раз, в России заговорили о необходимости включения ста фильмов в школьную программу. К сожалению, у нас пока этого нет.
Я предлагаю прививать культуру детям со школьной скамьи. Чтобы один раз в неделю или хотя бы один раз в месяц водили школьников в театр, на оперу, в музей. Тогда у нас будет совсем другое общество.
Будущие граждане Кыргызстана тогда будут более образованными, культурными, интеллектуальными. Нам надо думать и о том, чтобы каждый человек был и духовно богатым, образованным, а не только о том, как готовить бизнесменов, менеджеров, юристов.
Но…Несколько лет назад я снова обращался к одному из президентов, и получил ответ из администрации через два с половиной года, когда президентом Кыргызстана был уже другой человек. В этом ответе говорилось, чтобы я взял на себя эту инициативу сам, предлагал руководству школ показывать детям и подросткам фильмы …Сейчас я уже обратился и к президенту Садыру Жапарову, составил примерный список фильмов, которые можно было бы показать школьникам. Не знаю, получится ли что-нибудь на этот раз.
– Возможно, можно было бы начать с показов «золотого фонда» кыргызского кино в государственных кинотеатрах? Перепрофилировать какие-то из них при господдержке исключительно под показ кыргызских фильмов? Аналогичный опыт уже существует в Европе.
– Почти все кинотеатры в Кыргызстане – государственные, их около сорока, и все они в долгосрочной аренде. Но те, кто арендует кинотеатры, не имеют своей выгоды в том, чтобы показывать фильмы с идеологическим или философским смыслом. Они слишком тяжелые для восприятия, не развлекательные, на них зритель массово не пойдет, чтобы повеселиться и похохотать.
Моя мечта – чтобы в каждом кинотеатре показывали классические кыргызские фильмы, ретроспективу кыргызского кино. Либо в отдельном зале, либо хотя бы два сеанса в день в обычных залах – чтобы зритель мог смотреть и старые, и нынешние фильмы, и сравнивать. Это было бы интересно не только кыргызстанцам, но и туристам .
Я предлагал, чтобы департамент кинематографии в договоре аренды указывал условия, при которых хотя бы один-два раза в месяц бы показывались ретрофильмы, фильмы «Кыргызфильма»…Но пока таких условий в контрактах нет. А между тем, например, в Москве прокатывали повторно «Любовь и голуби». Режиссер Карен Шахназаров в одном из интервью отмечал, что кассовые сборы у этого фильма были в лидерах проката.
Поэтому нам необходима такая возможность, чтобы каждый кинотеатр показывал наши ретрофильмы, фильмы «Кыргызфильма», современные фильмы, которые можно отнести к произведениям искусства, а не только к коммерции .
– Если говорить о современных фильмах и их прокате, то сейчас после февральских событий мировой кинопрокат начал меняться. В частности, в России появились свободные ниши, которые активно заполняют Турция, Иран, Индия и другие страны. Может ли, на Ваш взгляд, Кыргызстан этим воспользоваться?
– Это зависит от наших прокатчиков, от нашего министра культуры. Нам жизненно необходимо выходить на международные рынки: это не только Россия, но и Китай, Ближний Восток, Европа. Эти страны очень трепетно относятся к своим кинорынкам и бережно защищают их – в Европе свои законы, в Китае цензура, в отличии от нас с нашей открытостью и свободой проката. И в этих условиях наши киношники остаются конкурентоспособными и им удается бороться за зрителя и отбивать вложенные средства. Они просто молодцы – потому что снимать фильмы, конкурируя с Западом, очень сложно!
Поэтому нам надо и защищать свое кино, и выходить с ним на международные рынки. Сами частные кинокомпании пытаются наладить показы: ездят в Россию, Турцию, другие страны, даже в США умудряются кыргызским диаспорам проводить показы. Но эти инициативы должно поддерживать и государство, и Министерство культуры – возможно, пока делать это в полной мере не позволяли нормы законодательства.
– А как складывается Ваша кинодеятельность сейчас? C момента выхода к зрителям «Ночной аварии» («Тунку кырсык»), которая до сих пор не сходит с экранов международных кинофестивалей, прошло пять лет. С момента выхода на экраны «Находки» («Табылга») – уже год. Над чем Вы сейчас работаете?
– Это история о силе любви. Я написал сценарий фильма, основанного на повести Темирбека Жолдубаева «Актоко». Она о событиях 1916 года в одном из селений близ современной Кара-Балты. Там отражается семейная история автора – его бабушка была русской, но вышла замуж за кыргыза. И когда туда, где они жили, после восстания пришли силы Российской империи, она спасла свое поселение от разгрома. Сценарий уже есть, он готов, и прошел худсовет, все его одобрили. Но когда начнутся съемки – неясно, все зависит от того, когда подпишет документы Акылбек Жапаров.
Источник: КП-Кыргызстан
Комментарии (0)
Нет комментариев. Вы можете быть первым!