Май 14, 2024
Время: 05:08
USD
88.50
89.40
EUR
94.90
95.90
RUB
0.950
0.970

Пандемия бездуховности или карантин совести

02.04.2020 18:25
1152
Пандемия бездуховности или карантин совести


У Гая Юлия Цезаря есть парадоксальная мысль. Он писал: “Таков уж свойственный всем недостаток нашей человеческой природы, что вещи неожиданные и неизвестные внушают слишком большую самоуверенность или же слишком большой страх” . Ситуация, которую сейчас переживает мир, еще раз доказывает насколько в этой мысли есть доля правды и насколько парадокса.


Самоуверенность и страх. В чем коллизия этих диллем? Эти понятия имеют противоположные смысловые оттенки. Не будем вникать в подробности и не будем детализировать. Но сегодняшнее развитие событий, динамика его роста и алгоритим действий мира, связанный с эпидемией коронавируса - это ни только эпидемиологического характера, но и гуманитарного, безусловно, нравственного характера. Мир открывает новые страницы взаимоотношений, которые прежде всего обусловлены новым отсчетом времени... Человечество столкнулось с проблемами, который имеет “принцип бумеранга”. Как выразился Ницще “мир живет у подножья вулкана.”


Издревле человеческая память несет в себе генетический и исторический код. Порой мы забываем о сущности этих понятий и мировосприятий. Пандемия охватила весь этот мир, все мы, бессильны перед этим вирусом, с каждым днем в мире это ползучее зло растет в геометрической прогрессии. Коронавирус это не только эпидемия, но она стала вопросом гамлетовского характера: быть или не быть. Весь мир ломает голову, как спасти себя и все человечество. Вирус имеет общепланетарный масштаб. Все мы, невзирая на политические системы, верования и границы, которые разделяют нас... как будто остановились на миг, которое равноценно миллиардам лет.


На карту поставлено будущее, будущее со своими сомнительными перспективами, с никчемными вопросами вроде, “какая цивилизация доминирует в мире – Запад или Восток, Китай или ислам?”. Коронавирус - это прежде всего вирус корон всех правителей супер держав, идеологии демонстрации сил...


В идеале пандемия должна объединить разумную часть планеты... Мир накаляется, трещит по швам, противостояние приобретает новые формы, в виде эпидемии. Не уж то супер державы, гегомоны все и вся не могут найти вакцину против одного вируса?.. В мире накоплено столько арсенала против разрушения человечества, чтобы стереть его с лица земли... Гонка био-, нано-технологий, искусственных интеллектов, информатизация и цифровизация мира не стоит и гроша перед этой пандемией.


Кстати в романе «Чума» Альбера Камю ярко выражен посыл: ( Об этом много писали литераторы и критики. Прим. автора. ) «…что всякое зло — это нечто неотделимое от человека, и даже тот, кто не болеет, всё равно носит болезнь в своём сердце. Люди доброй воли способны победить конкретное зло, но они не могут его уничтожить как категорию мироздания. И поэтому в финале романа под радостные возгласы горожан, которые празднуют освобождение от страшной болезни, главный персонаж доктор Риэ думает о том, что эта радость временная, он осознаёт, что «… возможно, наступит день, когда на горе людям, чума разбудит крыс и пошлёт их умирать на улицы счастливого города». Что подразумевал Камю в своём романе? Скорее всего он имел «общечеловеческий» и вневременной подтекст. В этом смысле роман Камю предостережение. Да, как говорится, «История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса».


“Мир сходит с ума.” Безусловно, мысль не конгениальна, но такова действительность. Все это реалии времени, к сожалению, становятся парадигмой дисбаланса, однажды нарушив законы природы, мы получаем от природы достойный вызов. Человек бессилен перед мироустройством и мирозданием, которое было сотворено Всевышним. Это неоспоримая истина... Нарушена гармония бытия и сосуществование человека в гармонии с природой. Вот результат новой чумы ХХI века.


Вирус – изменил не только мир и миропорядок, он еще раз напомнил нам, что человек бессилен перед природой, так называемый “сверхчеловек” переступил уже все человеческое, а “принцип бумеранга” неизбежен, как судный день.


Это пандемия, прежде всего пандемия бездуховности


Один из самых известных мыслителей современности Юваль Харари, размышляя о вызовах стоящих перед человечеством, особо подчеркнул как меняется смысл человеческого существования. Возможно ли человеку остаться человеком в этом бушующем мире, когда он уже запрограммирован, когда его деятельность и ежедневный шаг стали матрицей в информационном и биотехнологическом пространстве. Как бы мы ни говорили о лаврах достижений, о революционной эпохе информационного мира, мы остаемся наедине со своими проблемами как человек, как живое существо. Пандемия развеяла всю иллюзию о современной эпохе как вызов к человечеству.


Мир в карантине


Карантин остановил все движение огромного земного шара. Закрылись двери, границы, наземные, воздушные, водные сообщения... человеческая физическая коммуникация загнана в тупик, мир замер, замер миг...


Молчание – одолеть молчание. Такой “экстравагантный” снобизм украсит ли человека? Карантин ни лучший способ выживания и самосохранения, но человечество пока еще не нашло более разумного рецепта кроме карантина перед лицом этой пандемии.


“Зло порождает добро” - эти слова Достоевского. В быстротечном мире остановились циферблаты времени, а возможно это начертано свыше, нам придется остановиться на время, заглянуть в душу самому себе: Кто мы? Где мы?.. ( Sapiens – рассказ о том, откуда мы пришли, Homo Deus – о том, куда мы направляемся? ) Куда идем, какова наша органика, как мы вписываемся в общую картину мира, что мы из себя представляем? Как нам сохранить самих себя и при этом жить вместе в мире? А ведь у нас ответы на такие элементарные вопросы не были, скорее всего не когда было ответить на эти вопросы. Мы гонялись за чем то, думали о чем то. Но, забыли самих себя. Время дала нам шанс на раздумие, шанс на тайм-аут, это философский отрезок времени...


Мы глубоко убеждены, в том, что стоим у порога не только новых взглядов, новых мыслей, но и изменения сознания всего общества. Думаю, что давно назрела необходимость выработать механизмы воссоздания нашего общего духовного, культурного, экономического и нравственного пространства в новом формате. Скорее через модернизацию общественного сознания, через переформатирование нравственных устоев. Для этого нам нужна, прежде всего, политика нравственного самоочищения. А что скрывать то, что наше общество стало полигоном разных взглядов и миропониманий, светского и религиозного и т.д. Не важно, чего бы эти перемены не касались – вопросов ли здоровья или государственной безопасности, экономики или литературы, нам важен вопрос экологии человеческой души и интеллекта. С другой стороны, эти вопросы актуальны, поскольку они прежде всего касаются вопроса самосохранения и выживания человека.


Карантин перед нами ставит формулы, когда ты ответственен за здоровье окружающих, за здоровье нации, за здоровье человечества. Человек не знал такого оборота и такого исхода в своей истории.


Низменным атрибутом пандемии стали карантин и маска


Это прежде всего, карантин – карантин совести. «Человеческая совесть побуждает человека, - писал когда-то В. Г. Белинский, - искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь».


Безусловно так устроены мы, не все в мире нам нравится, все в мире нас не устраивает, что же происходит с нами?.. Да, нам не нравятся «джигиты» в масках, которые разогнали женщин на митинге, да, нам не нравятся юные носители «либеральных ценностей» с плакатом в руках, типа « у чорошки мини чочошки», да, нам не нравятся люди в тапочках с бородой, с их проповедями ценностей веры, да нам не нравится все и вся. В обществе бытует противоречие мировоззрений и ценностей, много чего в нем нас не устраивает.


Давайте, зададим вопрос к самому себе, без всякой патетики, когда же мы от политиканства перейдём к политике разума, когда же мы перейдём от видимости к реальности, от люмпенизации к либерализации, от оппозиции к оппозиции, от кажимости к истине, к своей совести, от феминизма к традициям семейного очага, от граждан к Гражданину, от нахрапистости к интеллигентности, от образованщины к образованности, от фейка к открытости, от массы к думающей массе, от дебилизации к цивилизации, от пофигизма к ответственности, от культурщины к культуре универсальности, от слов к делу, от безнравственности к совести, от всего того, от всего чего…


Настало время «time of truth» («время истины»)… мы должны внимательно выслушать себя, уловить не ось времени, а принять преемственности систем ценностей в человечности. Это самое трудное что есть, чем бороться с каким-то вирусом. А, вирус давно уже сидит в нас, в нашей душе. Имя этого вируса совесть, совесть в карантине. Авось, есть в этом доля правды «голос чистой совести приятнее ста голосов славы.» Да. Аж миллион - миллион раз хочется повторить в след за классиком: «Совесть есть закон законов. Совесть — это социальный стыд, а стыд — это природная совесть.» Здесь ничего не убавить и ничего не добавить. Вопрос в том, что сможем ли мы быть предельно честными наедине с самим собой.


В моем романе «Кара», вышедший в Лондоне есть такая фраза: «Мир – это большой сумасшедший дом, а мы все пациенты». Да, мы «пациенты» этого безумного, безумного мира…Чем вылечить нас, есть ли вакцины, если есть вакцины, как она называется?


Название этой вакцины человечность в Человеке, вера, любовь, человеколюбие, великодушие, терпимость и милосердие… Она действительно поможет миру, чтобы мир стал ещё красивей, она поможет нам, чтобы мы стали ещё добрей…


Султан Раев, Народный писатель КР

Теги

Комментарии (0)

Защитный код

Нет комментариев. Вы можете быть первым!