Ноябрь 22, 2024
Время: 02:21
USD
86.50
86.85
EUR
91.30
92.30
RUB
0.855
0.885

Почему должны пройти повторные президентские выборы?

12.01.2021 09:15
1927
Почему должны пройти повторные президентские выборы?


После перепечатки в ряде СМИ моего поста из ФБ о том, что после принятия новой Конституции предстоит вновь провести президентские выборы, к моему удивлению, одна известная юрист высказала мнение, что можно обойтись без новых выборов.


Для этого достаточно в Законе о введении в действие Конституции записать, что действующий президент  наделяется новыми полномочиями, прописанными в новой Конституции. И в качестве главного довода привела законы о введении в действие прежних Конституций. 


В тех законах было прописано, что президент, правительство, судьи продолжают сохранять СВОИ полномочия до окончания срока на который они избраны или назначены. Значит, как она сказала,  по аналогии можно и сейчас поступить подобным образом.


Не спорю, так можно поступить, 

НО только если вопрос будет стоять о СОХРАНЕНИИ ИМЕЮЩИХСЯ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ.  

 

Но если полномочия увеличатся, то о каком "сохранении своих полномочий" может идти речь. Сразу оговорюсь, здесь не рассматривается вопрос о конкретных персоналиях. Только юридический аспект проблемы.


По проекту новой Конституции, как уже всем известно, планируется наделить президента новыми полномочиями и он станет не только главой государства, но также и главой исполнительной ветви власти, возглавив правительство.


Таким образом, мы будем иметь главу государства, обладающего новыми широчайшими полномочиями по сравнению с имеющимися. Возникает новый правовой должностной статус. Следовательно, должны быть проведены новые выборы.


Возьмем для понимания и упрощения  ситуации примеры из практики. Если происходит какая-либо структурно-штатная реорганизация в любом ведомстве, то после этого издаётся соответствующий  приказ, постановление о назначении или избрании нового руководителя и его подчинённых.  Здесь   происходит тоже самое: возникает новая структурно-штатная единица, когда вместо двух должностей образуется одна. 


 Согласно закону о референдуме, могут создаваться группы агитаторов в поддержку предлагаемого законопроекта или против него. Если в законе о введении в действие Конституции будет записано, что действующий президент наделяется новыми полномочиями, то  тогда надо будет поставить минимум два вопроса: первый о поддержке нового проекта Конституци, а второй- о наделении действующего президента новыми полномочиями. 


Получится одна группа будет агитировать за придание ему новых полномочий, а другая призывать не наделять(!?) Вроде не выборы, чтобы агитировать и говорить какой хороший президент, но  оказывается, что он не может выполнить свои обещания потому, как выясняется, ему не хватает полномочий и надо дать больше. И если победит вторая агитгруппа, то возникнет парадоксальная ситуация: допустим Конституцию примут, а президент не будет наделен новыми полномочиями.  Что тогда?


Очевидно, что налицо  государственно-правовой кризис.


Далее. Референдум считается состоявшимся если в голосовании приняли участие  более 30 процентов избирателей, не от пришедших, а  от общего  числа зарегистрированных.


Предположим пришло меньше, тогда референдум признается несостоявшимся.   Следовательно, действующий президент автоматически получает  недоверие. Значит опять получим  государственно-правовой кризис.


Другой момент.  Проект закона считается принятым если за него проголосовало больше половины от числа 30процентов пришедших. Предположим, что  за приданияе новых полномочий проголосовало меньше требуемого количества  избирателей. И вновь возникает государственно-правовой кризис.


В соответствие с законом о  выборах  неважно сколько пришло избирателей. Победителем признается кандидат получивший в первом туре 50 процентов плюс один голос. Могут придти 1000 человек и если кандидат наберёт 501 голос он становится президентом. 


А в случае с референдумом число избирателей, как отмечено выше, должно быть не меньше 30 процентов и из этого числа нужно набрать больше 50 процентов. У нас  зарегистрировано больше 3,5млн человек. 30 процентов это больше миллиона. Не получит из этого числа 50 процентов, значит народ выразил недоверие. Налицо  государствено-правовой кризис, но без правовых последствий  для действующего президента, так как, что делать в подобной  ситуации нигде не прописано.


Таким образом, как не крути без новых президентских выборов не обойтись, если будет принята новая Конституция, в которой полномочия президента будут существенно увеличены. 


Теперь не о юридическом аспекте, а политическом.


Нравится кому не нравится, но Садыр Жапаров получил мощную поддержку от пришедших голосовать избирателей.  Это сразу придало ему уверенности и позволило сделать   заявление о том, что он ещё не принял решение кто станет премьер-министром. Хотя по Конституции  не президент решает кто будет премьером, а парламент.


На этом небольшом примере ярко видно, что у нас не парламентская, а самая настоящая президентская форма правления. 


Поэтому стоит ли Садыру Жапарову  слушать своих советников  влезать в сомнительные и с юридической и с политических позиций  игры с принятием новой Конституции в условиях пандемии и приблизившихся экономического,  продовольственного и энергетического кризисов. Тем более, следует иметь ввиду что более чем две трети избирателей проигнорировавших выборы-это протестный потенциал, находящийся в  ожидании.


В данной ситуации было бы разумным оставить принятие конституционной реформы на следующий 2022 год год и немедленно начать проводить неотложные антикризисные  меры. 


Садыр Жапаров получил авансом мандат доверия на проведение своих обещаний в жизнь, так зачем ему какие-то еще полномочия. То что без его согласия не будет назначен ни один человек в правительстве и в регионах это всем очевидно и никто даже возражать не будет, да и некому.


В народе не готовы терпеть два-три  года. Новая Конституция зарплаты, пенсии, пособия не увеличит, но ее несвоевременное в данных условиях принятие, может  иметь обратный негативный эффект для власти, со всеми вытекающими нежелательными для нее последствиями.


Феликс Кулов, государственный деятель 

Теги

Комментарии (0)

Защитный код

Нет комментариев. Вы можете быть первым!