В последние дни пришлось очень много выступать не только по поводу конституционной реформы, но и главным образом по вопросу целесообразности проведения новых выборов президента в случае принятия новой Конституции.
Суть вопроса в следующем.
Члены ЦИК (не секрет, что их позиция согласуется с позицией руководства страны), на предстоящем референдуме по новой Конституции в отсылочной норме предлагают прописать, что Садыр Жапаров может принять на себя новые расширенные полномочия без проведения новых президентских выборов.
Никто из тех, с кем я по этому поводу говорил или спорил, не смог мне даже приблизительно сформулировать как будет выглядеть такая отсылочная норма. Ибо в практике демократических стран подобного прецедента не было.
Но нетрудно предположить, что отсылочная норма может выглядеть примерно так: "Учитывая, что Садыр Жапаров был избран Президентом два(три-четыре) месяца назад, получив более двух третей голосов избирателей от числа пришедших на выборы; принимая во внимание, что на референдуме о форме правления, проведённом 10 января с.г. в один день с выборами президента, также более двух третей избирателей высказались за президентскую форму правления, предложенную ранее Садыром Жапаровым; соглашаясь с его стремлением полностью взять на себя ответственность за все происходящее в стране; руководствуясь конституционным принципом о том, что единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике является народ - наделить действующего президента С. Н. Жапарова полномочиями, прописанными в новой Конституции без проведения повторных выборов."
Можно ещё чего-нибудь сюда дополнить для усиления.
Также инициаторами предлагается в отсылочной норме установить, что несмотря на то, что по новой Конституции срок пребывания в должности президента составляет 5 лет и он не может избираться более двух раз, для Жапарова предусматривается сделать исключение. Первый срок у него будет 6 лет по старой Конституции, а если пойдёт на второй срок, то только тогда следующий срок составит 5 лет. Но не исключено, что потом новый, теперь уже Конституционный суд (не Конституционая палата), примет "законное" решение, признав 6-летний срок не засчитывать, а исчисление начать со вторых выборов. Таким образом в теории он сможет быть президентом 16 лет. Интересная вещь тогда получится: автоматически даем полномочия по новой Конституции, а 6-ти летний срок сохраняем по старой.
Абсурдность и незаконность данной идеи попахивает пособничеством в узурпации власти. Узурпация власти означает незаконное присвоение новых полномочий.
Я неоднократно предлагал повременить с принятием новой Конституции, отложив хотя бы на 2022 год. А в этом году ограничиться лишь проведением парламентских выборов.
Садыр Жапаров, имея пока ещё большой кредит доверия от населения, вместе с Камчы Ташиевым, Талантом Мамытовым и Курманкулом Зулушевым без всяких проблем и нарушений, смогут до мая месяца провести свою партию "Мекенчил" в Жогорку Кенеш и сформировать полностью подконтрольное им правительство. Тем самым они получат неограниченную власть и без каких-либо всяких препятствий смогут реализовать свои обещания данные народу. В этом случае не только он, но и наша страна сохранит свой международный имидж.
Пора остановиться и прекратить продолжать нарушения законов, количество которых резко возросло после октябрьских событий.
Однако, потом убедился, что остановить запущенный процесс уже невозможно. Инициаторам наплевать на заключение Венецианской комиссии, других авторитетных международных организаций, на мнения наших независимых экспертов и на их политических оппонентов.
Есть известное выражение: "Политика-это искусство компромиссов."
Я разделяю для себя личное и политику. В личных отношениях компромиссы зачастую воспринимают за слабость. В политике же без них нельзя, ибо упёртость и личное "эго" может негативно отразиться на народе.
За примером далеко ходить не надо. Вспомним как во время правления Атамбаева его амбиции, переросшие в неприязненные отношения с соседями, нам дорого обошлись.
Если не получится остановить упёртых инициаторов, решивших любой ценой на предстоящем референдуме одновременно принять новую Конституцию и наделить Жапарова новыми полномочиями, то тогда ситуация вынуждает предложить такой компромиссный вариант, который, образно говоря, позволит и рыбку съесть и косточкой не подавиться.
Его суть в том, что в отсылочной норме будет указано: действующий президент получает новые полномочия без перевыборов на следующие ДВА С ПОЛОВИНОЙ года переходного периода, по истечении которых ОСЕНЬЮ 2023 года будут назначены новые президентские выборы и в которых действующий президент С.Жапаров также сможет принять участие.
В случае победы он и дальше будет иметь право участвовать в выборах в 2028 году и в 2033 году. Таким образом в общей сумме его президентство растянется на 12 лет и все это в рамках закона.
В данном предложении есть логика и прагматизм. Если Садыр Жапаров не сможет, после получения в этом году новых расширенных полномочий по новой Конституции, выполнить то, что обещал народу, то при самом оптимистичном прогнозе больше двух лет ему не продержаться. Не было бы кризиса, тогда другое дело.
Получается альтернатива: или два года отработать с новыми "ханскими" полномочиями, полученными авансом без перевыборов по новой Конституции и при этом скорее всего повторить опыт предшественника и уйти, точнее, "тебя ушли" раньше срока, или же через тот же двухгодичный срок, но имея поддержку в виде адмресурса, добровольную финансовую помощь от "пенсионеров и мигрантов" достаточно уверенно вновь победить на новых выборах осенью 2023 года.
Но если предлагаемый компромиссный вариант не устраивает, то тогда остаётся только один законный и конституционный путь, о котором я говорил выше: в этом году провести только парламентские выборы, а с принятием Конституции повременить до лучших времен. Но при этом процесс обсуждения Конституции не останавливать и продолжать, так как , в таком важном государственном деле спешка категорически недопустима.
Феликс Кулов, государственный деятель
Комментарии (0)
Нет комментариев. Вы можете быть первым!