В настоящее время в Министерстве внутренних дел проводятся обсуждения по внесению изменений и дополнений в ранее принятые Кодексы КР, в этой связи я решил поделиться своими размышлениями по этому поводу. В ходе работ по разработке проектов законов и кодексов мы предложили включить опытных специалистов, однако рабочая группа категорически не подпустила к себе сотрудников МВД.
В то время я информировал, что указанные Кодексы конечно имеют свои преимущества, но в то же время наносят серьезный вред осуществляемой оперативно-розыскной деятельности, усилиям оперативных работников правоохранительных органов по борьбе с преступностью, раскрытию преступлений и поддержанию правопорядка, и что на практике это создаст серьезные проблемы и трудности. Говорил, что наши мнения должны быть приняты во внимание, и возражал против скорого вступления в законную силу Кодексов.
В то время неоднократно вызывали в МВД рабочую группу, разрабатывавшую новые Кодексы. И хотя у них хороший уровень теоретических знаний, в Министерстве внутренних дел тоже было немалое количество сотрудников с большим практическим опытом, в том числе доктора наук, профессорско-преподавательский состав Академии МВД. Предлагали им работать вместе и согласованно. Конечно, теоретическая часть важная составляющая работы, но необходимо было использование практических знаний и опыта. Поскольку они разрабатывали законы для нас, мы предложили указать содержания и направления законопроектной деятельности и рассмотреть наши практические рекомендации, но они не пришли.Правительство направило в парламент проекты законов. Затем из Правительства пришло письмо о внесении предложений. Процедура была такая.
Ради справедливости надо сказать, что мы дали десятки рекомендаций по принимаемым законам и пытались указать те недостатки, о которых говорят нынче. Наши предложения и рекомендации вообще не рассматривались. Закон приняли и подписали в спешке. Имело место принудительное препровождение законопроекта. Вступление в силу новых Кодексов и Законов были перенесены на 1 января 2019 года. За эти два года о Кодексах позабыли в обществе и государстве. Политизированными решениями было отсрочено введение новых законов.
Наши мнения никем не были приняты во внимание, это привело к тому, что в борьбе с преступностью в рамках закона возникли препятствия. За 3-4 месяца до 2019 года началась подготовка к принятию новых законов, тогда еще была возможность приостановить действия ранее принятых Кодексов, но у руководителей правоохранительных органов не хватило духа убедить Президента, и потом проблемы стали возникать одна за другой. Разработчики законопроектов считали, что новые кодексы, которые вступили в силу в 2019 году, будут способствовать защите прав и интересов граждан на самом высоком уровне, лучше бороться с преступностью, улучшат качество раскрытия и расследования преступлений.
В октябре 2019 года в интервью я высказывал свои опасения по поводу проводимых изменений, отмечал, что работы по реформированию нужно осуществлять другими путями и способами, говорил о путях. Конечно, далекие от практики люди, окружавшие главу государства, все мои старания по улучшению уровня правовой системы в будущем преподносили и передавали ему иначе, критиковали меня, наши предложения по новым Кодексам даже не рассматривали. Огромные практические, теоретические знания и почти вековой накопленный опыт Министерства внутренних дел были просто отвергнуты.
Что произошло в итоге? Опытные специалисты уголовного розыска бросили работу и раньше ушли на пенсию. В следственных органах тоже возникли трудности, из-за большой нагрузки профессиональные сотрудники стали уходить в другие службы. Оперативно-розыскная деятельность была практически свернута. Началось резкое сокращение уголовного розыска.
Остались без ответа проблемные вопросы, кто будет раскрывать преступления? Кто будет осуществлять работу и задерживать преступников кровопийц? Ранее проводимые профилактические работы в целях противодействия преступности были сведены на нет.
После того интервью, где я рассказал горькую правду о последствиях новых законов, разрушении оперативно-розыскной деятельности, росте преступности и сокращении уголовного розыска, меня вызывали в Белый дом и прокуратуру. Поскольку я говорил правду, то не стал оправдываться. Те чиновники, которые упрекали за мою позицию, ни одного дня не работали в уголовном розыске, но руководили работой всех правоохранительных органов. В процессе работы органы внутренних дел столкнулись с множеством проблем и ошибок. Можно заметить, что были попытки ослабить и свернуть оперативно-розыскную деятельность, которая является одним из направлений противодействия преступности.
С преобразованием уголовного розыска в нынешнюю службу криминальной милиции исчез процесс профилактики преступности, не проводится как ранее профилактическая работа с ранее осужденными лицами в целях предотвращения преступлений, оперативники стали зависимы от следственной службы при проведении оперативно-розыскной деятельности.
Имеются проблемы с пресечением деятельности организованной преступности, преступлений экстремистской и террористической направленности. Оперативно-служебная деятельность осуществляется полностью в рамках досудебного производства, оперативные работники находятся в позиции режима ожидания, только когда преступление будет совершено и следователь примет дело в производство, начинается работа. Раньше, если имелась оперативная информация о совершаемом преступлении, то обязательно проверяли, задерживали подозреваемых, принимали соответствующие меры. Теперь такого нет. Все это открывает путь для укоренения преступности.
Мои коллеги отмечают, что на практике очень много случаев, когда оперативная работа не проводится, не раскрываются преступления по горячим следам, не осуществляются профилактические мероприятия. Одной из отраслей и важным инструментом, регулирующим деятельность органов внутренних дел, является структура статистической отчетности.
Статистические данные в целях выявления уровня преступности должны находиться в ведении МВД. Непонятно, с какой целью статистика передана органам прокуратуры, где до сих пор нет точности в некоторых статистических отчетах.
Я рад, что сейчас у меня есть возможность рассказать о недостатках основных направлений этих Кодексов, которые необходимо устранить. Все должно встать на свои места. Если кто-то совершил преступление, должен за это отвечать. Конечно необходима гуманность и справедливость, модернизация и реформы должны идти в ногу со временем. Безопасность страны важнее всего. Время показало, что мой проект патрульной милиции, который безответственно похоронили, оказался действенным в борьбе с преступностью и обеспечении правопорядка. Позже патрульную службу милиции снова вернули.
Я всю жизнь проработал в уголовном розыске и прекрасно понимаю эту проблему. Раньше нас не захотели слушать, но сейчас я поддерживаю то, что МВД в этом направлении твердо стоит на своей позиции и предлагает законопроекты в соответствии с современными требованиями.
Мелис Турганбаев, генерал-майор милиции
Узнать больше: https://vesti.kg/politika/item/86559-melis-turganbaev-pri-razrabotke-i-prinyatii-novykh-kodeksov-i-zakonov-mneniya-sotrudnikov-mvd-nikogo-ne-interesovali.html - Мелис Турганбаев: При разработке и принятии новых кодексов и законов мнения сотрудников МВД никого не интересовали - VESTI.KG - Новости Кыргызстана
Комментарии (0)
Нет комментариев. Вы можете быть первым!