Апрель 18, 2024
Время: 20:54
USD
89.10
89.87
EUR
94.70
95.70
RUB
0.935
0.960

Роль Кыргызстана в ЕАЭС

15.06.2022 18:37
18768
Роль Кыргызстана в ЕАЭС


Сегодня во всем мире происходят глобальные изменения, создается новое мироустройство, формируется новое миропонимание и мировоззрение, которые требуют от моей страны своевременных, адекватных решений и действий.


Евразия со своей огромной территорией и со своим многочисленным населением во всех отношениях является самым привлекательным материком планеты.


Немаловажное значение и место в этом контексте занимает Евразийский Экономический Союз, где Кыргызстан является одним из членов этого Союза.


Очевидно, ЕАЭС, членами которого являются Казахстан, Россия, Белорусия, Армения и Кыргызстан, был создан своевременно. В настоящее время эта организация показала не только свою жизнеспособность, но и доказала необходимость в ее расширении с далеко идущими перспективами. Примером тому служат Узбекистан и Куба, являющиеся сегодня наблюдателями в этой организации. Интерес к ЕАЭС проявляли Иран, Тунис, Вьетнам и другие страны.


Данная Организация в сегодняшней международной ситуации будет только расширяться. Сегодня, существующий миропорядок показал свою несостоятельность, а потому, уже сейчас требуется немедленное принятия новых решений, отражающих реалии современности.


Текущий политический кризис в отношениях между разными странами, сопровождающийся разрушением сложившихся экономических и политических систем международных организаций, обязывает членов ЕАЭС к созданию новых международных организаций, отвечающих целям и задачам ЕАЭС по различным сферам сотрудничества, включая вопросы искусства, спорта, экологии, развития атомной энергетики, здравоохранения, защиты прав детей и т.д. на основе общих ценностей.


К примеру, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека была принята в 1995 году, ратифицирована Россией, Таджикистаном, Белоруссией и Кыргызстаном. Конвенцию подписали, но не ратифицировали Грузия, Армения и Молдова.


Правовой смысл указанного международного договора заключался в установлении стандартов для его государств – участников по признанию, гарантиям, обеспечению и защиты прав и основных свобод человека на территории государств СНГ. Наблюдательным органом за выполнением Конвенции являлась Комиссия по правам человека СНГ (КПЧ СНГ).


Из открытых источников известно, что КПЧ СНГ еще не сформирована и представители таких стран, как Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан, подтвердили в марте 2021 года необходимость ее сформирования.


Одним из путей укрепления такого сотрудничества является обновление положений Конвенции с учетом национальных интересов стран участниц ЕАЭС. Предлагается вместо КПЧ СНГ учредить Евразийский суд по правам человека, решения которого имели бы обязательный характер для государств членов Конвенции. 


Для мобильного решения корпоративных интересов полагаю, что такие международные организации ЕАЭС территориально должны быть расположены в одном месте. 


Да, такая площадка может быть предоставлена Российской Федерацией. Однако, как показала история, Российская Федерация несмотря на то, что является самой большой и мощной страной, с партнерами всегда выстраивала отношения на принципах равноправия и обоюдных интересов.


В рамках предстоящих перспектив Кыргызстан должен сыграть свою немаловажную роль. 


Как я указывал выше, ЕАЭС пойдет только на расширение, поэтому для привлекательности членства в ЕАЭС не только сильных, но и других менее экономически и территориально малых стран такая территориальная площадка, на мой взгляд, должна быть расположена в одной из азиатских стран, каковой может являться многонациональный, маленький Кыргызстан с мультиязычным населением, где официальным языком является русский язык.


Одним из главных факторов размещения международных организаций ЕАЭС в Азии обозначит заинтересованность всех ее членов и наблюдателей в обеспечении стабильности и безопасности всего региона.


К примеру, и с политической, и с географической точки зрения город Токмок Кыргызстана мог бы сыграть такую роль. 


Исторически Токмок благодаря своему расположению всегда имел чрезвычайно важное значение на Великом Шелковом Пути. 


Нынешний многонациональный город Токмок имеет современные транспортные развязки. Рядом расположены международные аэропорты «Манас» и «Тамчы», уникальное по своей красоте ущелье Центральной Азии «Кегети», Национальный парк «Чон-Кемин», озеро Иссык-Куль. 


В случае принятия такого решения необходимо обеспечить особой заботой сотрудников международных организаций ЕАЭС и членов их семей. Каждый сотрудник этих организаций должен комфортно, уютно и, конечно же, в безопасности чувствовать себя во время своего пребывания и осуществления ими трудовой деятельности на территории Кыргызской Республики.


Для этих целей уже существовал продуманный международный опыт, а именно, механизм заключения соответствующего международного договора со страной пребывания, такого как Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского Экономического Сообщества, действие которого приостановлено с 1 января 2015 года.


На основании международного опыта можно разработать и принять новую Концепцию о привилегиях и иммунитетах сотрудников ЕАЭС с особым статусом пребывания в Кыргызской Республике, тем более в городе Токмок.


В перспективе ЕАЭС будет иметь такой город. Вопрос только во времени и выборе города одной из стран. И именно поэтому, если мое мнение имеет под собой основу и заслуживает внимания, то сегодня Кыргызстан, председательствуя в данной организации, мог бы внести данное предложение о городе Токмок перед своими партнерами по ЕАЭС. 


Естественно, данное мнение подлежит более детальному и глубокому обсуждению общественностью и специалистами соответствующих направлений.


Нурлан Турсункулов, экс-генеральный  прокурор КР

Теги

Комментарии (0)

Защитный код

Нет комментариев. Вы можете быть первым!