В Кыргызстане принят закон о технологических парках. Активное участие и поддержку в его разработке оказала Россия. Для нашей страны этот документ крайне важен, ведь все понимают, что сегодня в основе экономического и промышленного успеха государства лежат инновации, которые невозможны без сильной научной базы. Запуск технопарков в КР как раз и призван усилить научное сообщество, а также способствовать созданию благоприятной почвы для разработки и внедрения инноваций.
Законопроект о технопарках в июне был принят Жогорку Кенешем в третьем чтении, в июле его подписал президент, сегодня документ уже является действующим. Закон призван регулировать деятельность технопарков в стране. Он не только управляет всеми этапами, от формирования технопарка до прекращения его деятельности, но и определяет, кто и на каких условия в этом случае может рассчитывать на государственную поддержку.
Как говорится в самом документе, целью госполитики в области технопарков является объединение творческих усилий университетов, научных учреждений и производственного сектора для совместной деятельности по созданию инноваций и их коммерциализации. Ожидается, что такой подход к производству повысит его эффективность за счет снижения издержек.
Помимо этого, технопарки откроют совершенно новые возможности для малого и среднего инновационного бизнеса. А это не только новый уровень производства, но и дополнительные рабочие места.
Резидентами созданных в стране технопарков смогут выступать как юридические, так и физические лица. Для последних определен специальный термин — бизнес-ангел. Это предприниматель, который вкладывает личные деньги в наиболее перспективные проекты. Причем на ранних стадиях развития таких компаний. Главное требование к резидентам технопарков заключается в том, чтобы не менее 50% их доходов было получено именно в результате работы над инновационными проектами.
При этом абсолютно нет никаких ограничений для иностранных компаний и граждан. Они также могут стать резидентами наших технопарков, пройдя процедуру регистрации. И судя по широкому пакету преференций для участников технопарков, желающих среди них будет немало.
К примеру, резиденты таких парков смогут получать субсидии из бюджета, брать в аренду государственную и муниципальную собственность, а государство и местные органы власти в свою очередь смогут входить в капитал инновационных проектов. Помимо этого, компания—резидент технопарка может рассчитывать и на преференции при налогообложении, и даже при уплате таможенных платежей.
Документ получился весьма серьезным. И неудивительно, ведь в нем собраны лучшие практики работы технопарков в мире, а, если конкретнее, весьма внушительный российскийопыт.
В РФ на сегодня действует более трех сотен технопарков. Десятая часть из них — в Москве, там же находится и самый известный технопарк — «Сколково». Кроме того, Россия создавала технопарки и совместно с другими государствами, в частности с Китаем. Таких три: технопарк «Дружба» в российской столице и пять технопарков на территории КНР — в Чанчуне, в Цюйхуа, в Харбине, в Шэньяне и в Яньтай.
Эти российские компетенции и были задействованы при разработке законопроекта о технопарках. Причем, нужно отметить, что в этом направлении с Россией сотрудничаем не только мы, но и другие государства Центральной Азии.
Сегодня наш регион динамично развивается, на что однозначно указывают экономические показатели. Мы принимаем законы в области промышленного производства, реиндустриализации и внедрения инноваций, запускаем фонды поддержки. То есть идем по пути наращивания собственных компетенций и экспертизы.
Все это создает возможности для кооперации с Россией. ЦА уже имеет огромный взаимопоток товаров и услуг, который оценивается в миллиарды долларов. Однако сейчас, на примере Кыргызстана, мы видим, что Россия все больше выстраивает с нами производственные цепочки с более удобной логистикой.
Мы интересны российскому бизнесу благодаря возможностям, которые наша республика открывает перед ним — рынок, кооперация и совместный выход в третьи страны.
Уже сегодня в нашей стране с российским капиталом работают 700 компаний, а чисто российских — 300. Причем речь идет не только о малом и среднем бизнесе, но и о крупных гигантах, таких как «Газпром нефть Азия», «Карабалтинский горнорудный комбинат», «Тянь-Шань олово», «Кыргызский химико-металлургический завод», АО «Кыргызавтомаш».
В поддержку этого интереса, организации более благоприятных условий работы Россия активно участвует в создании промышленных и технических парков в Центральной Азии, что позволяет российскому бизнесу заходить в них в качестве резидентов. Сегодня пример такого сотрудничества с РФ обсуждает Таджикистан и Узбекистан. Последний, к слову, уже имеет подобный опыт работы с РФ. Так, в Узбекистане при участии России сегодня успешно работают два химико-индустриальных технопарка. На очереди запуск в Ташкентской области нового технопарка Eltech Industria. Там будут производить электронику.
«Россия имеет успешный опыт создания технозон в Узбекистане, где такие объекты ориентированы на развитие химической промышленности и промышленного производства. Я уверен, что этот опыт, включая современные технологии и роботизацию производственных процессов, может быть применим и в Кыргызстане. Наша национальная экономика нуждается в модернизации, особенно в промышленном секторе, который пострадал в результате различных реформ, в том числе навязанных извне», — говорит эксперт Игорь Шестаков.
Теперь и мы сможем реализовывать высокотехнологичные проекты совместно с Россией. На сегодня для этого при методологической поддержке российских ведомств разработана законодательная база. Она позволит нашим странам взаимодействовать еще эффективнее.
Эта модель сотрудничества является сегодня трендом среди российских и кыргызских бизнесменов. Они больше не хотят ограничиваться сделками купли-продажи, для них важно разрабатывать новые инновационные продукты, причем в кооперации. И наши страны совместно создают условия для более тесной работы деловых кругов наших государств.
«Ключевая задача для Кыргызстана — восстановить и развить те производственные мощности, которые востребованы для экспорта продукции. В этом контексте важно, что Россия готова взять на себя часть технического сопровождения перехода на новые рельсы промышленного производства и инвестировать в эту сферу. Участие российских специалистов в разработке соответствующих планов и законов можно считать первой важной вехой в этом процессе», — продолжил эксперт.
Он, подчеркнул, что с учетом опыта Узбекистана, оптимальным путем может быть создание совместных предприятий.
«Российские инвестиции будут поступать на базе таких предприятий, а Кыргызстан станет производственной площадкой для адаптации к современным условиям. Важно отметить, что Российско-Кыргызский фонд развития может активно участвовать в финансовом сопровождении таких проектов. Этот фонд был создан для реанимации промышленного производства в Кыргызстане и его ориентации на экспорт. Таким образом, фонд будет играть ключевую роль в поддержке и реализации этих инициатив», — заключил эксперт Игорь Шестаков.
Такой подход сулит российской стороне новый рынок для работы, ну, а нам поток инвестиций из РФ, причем в отрасль, которая у нас находится только на этапе становления — высокотехнологичное производство. Это выгодно отличает Россию от других стран, которые называют себя нашими партнерами. Тот же Запад за годы работы с нами не запустил в стране ни одного крупного производства. Все его вложения шли и продолжают идти на построение угодной только ему демократии, которая нам до сегодня ничего хорошего не принесла.
Для нас работа с Россией — это не только инвестиции, но и возможность запуска абсолютно нового для нас кластера — технологического, который мы намерены развивать вместе с нашим главным партнером.
Таким образом, Россия помогает нам укреплять технологический суверенитет, обеспечивая новый уровень роста нашей экономики. В этом ключе впору уже обсуждать не перспективы наших взаимоотношений, а переходить к использованию накопленного потенциала и конкретных наработок для новых кооперационных проектов.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Вы можете быть первым!