В условиях растущих экономических связей и международной торговли, транспортная инфраструктура Евразии становится ключевым фактором для устойчивого развития региона. Основным элементом этой инфраструктуры является Евразийский транспортный каркас, включающий несколько международных транспортных коридоров, таких как МТК ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа—Кавказ—Азия), который охватывает страны Центральной Азии и Южного Кавказа.
Концепция Евразийского транспортного каркаса представляет из себя совокупность системных элементов, направленных на создание и развитие эффективных логистических связей. Автором десяти подобных решений выступили аналитики Евразийского банка развития.
Одним из таких решений является МТК ТРАСЕКА. Он играет важную роль в обеспечении транспортной связанности стран региона, особенно для государств, не имеющих выхода к морю, таких как Кыргызстан, Армения и Таджикистан. В 2023 году на этот коридор пришлось почти 20% от общего объема международных перевозок грузов в регионе. Несмотря на это, доля контейнерного транзита остается сравнительно небольшой, что создает потенциал для роста в будущем. Более 60% контейнерных перевозок по ТРАСЕКА проходят через Транскаспийский международный транспортный маршрут, который в 2023 году перевез 20,2 тысячи ДФЭ (двадцатифутовых эквивалентов) контейнеров.
Автомобильный транспорт является основой для международных перевозок между странами коридора, на него пришлось более 67% от общего объема перевозок. Этот вид транспорта особенно важен для нашей страны поскольку большая часть территории республики покрыта горами, и мы не имеем прямого выхода к морю. Таким образом автомобильные дороги обеспечивают критически важную логистическую поддержку для внешней торговли и экономики республики.
Между тем стратегическое положение Кыргызстана в центре Евразии делает нас ключевым участником ряда перспективных инфраструктурных проектов. Среди них особое место занимает строительство железнодорожной магистрали Китай—Кыргызстан—Узбекистан. Этот проект, протяженностью 523 км, соединит железнодорожные сети Китая, Кыргызстана и Узбекистана, открыв новые возможности для транзита грузов. Предполагается, что после реализации проекта грузопоток составит от 7 до 13 млн тонн в год.
Кроме того, Кыргызстан участвует в других важных инициативах, таких как строительство Трансафганскогокоридора, который свяжет Центральную Азию с портом Карачи в Пакистане, и автомагистрали «Меридиан», соединяющей Казахстан с Россией. Эти проекты направлены на создание новых связанных коридоров, которые могут существенно изменить транспортную карту региона.
Для Кыргызстана участие в развитии Евразийского транспортного каркаса открывает множество преимуществ. Это не только улучшение внутренней транспортной инфраструктуры и связанных с ней экономических возможностей, но и значительное увеличение доходов от транзита. Кроме того, эти проекты позволят Кыргызстану преодолеть так называемый «транспортный тупик» и улучшить связанность между северными и южными регионами страны.
Таким образом Кыргызстан может стать важным региональным транспортно-логистическим хабом и значительно повысить уровень благосостояния своих граждан благодаря тесному сотрудничеству с Россией в развитии перспективных транспортных коридоров «Север-Юг», «Восток-Запад» и других торговых маршрутов.
Россия как главный партнер Кыргызстана помогает нам повысить эффективность и надежность транспортных коридоров.
«Транспортный каркас Евразии — это основа для логистических цепочек всего региона, в том числе и Кыргызстана. Учитывая, что мы находимся в одном союзе, в тесных экономических связях с Россией, которая сегодня является нашим главным торговым партнером и в целом стратегическим союзником, мы не можем оставаться в стороне. Без нашего участия мы потеряем очень много. Тем более, что транспортный каркас выгоден для нашей страны, возможно даже больше чем другим участникам. Это обусловлено нашим географическим положением. Все выходы как на рынки Евразии, так и внешние проложены через страны—партнеров. У нас нет прямого выхода к морю. Поэтому для нас комплекс проектов по улучшению логистических путей крайне важен», — говорит политолог Бакыт Бакетаев.
Получается, благодаря сотрудничеству с Россией, Кыргызстан сегодня успешно интегрируется в транспортно-логистические цепочки, связывающие дружественные страны Азии, Ближнего Востока и Африки с Россией и Беларусью. Это сотрудничество обеспечивает доступ к морским торговым путям, усиливает роль Кыргызстана как транзитной страны, что способствует росту доходов, созданию новых рабочих мест и наполнение внутреннего рынка необходимыми товарами.
Эксперт добавил, что подобные инфраструктурные проекты как транспортный евразийский каркас требуют очень больших вложений, поэтому важно работать над ними совместно.
«Самостоятельно их реализовывать с точки зрения финансирования могут немного стран. Россия, которая обладает сегодня огромными ресурсами, одна из тех, кто это сделать может. В рамках нашего сотрудничества в этом, как и в других проектах с ней мы можем и получаем множество выгод», — заключил эксперт.
Развитие Евразийского транспортного каркаса и активное участие в этом процессе Кыргызстана имеет огромное значение для улучшения транспортной связанности и экономической интеграции региона. Успешная реализация инфраструктурных проектов станет важным шагом на пути к созданию единой транспортной сети, обеспечивающей стабильный и эффективный обмен товарами между странами Евразии. Это позволит не только укрепить экономические связи, но и создать более устойчивые и выгодные условия для ведения бизнеса и торговли.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Вы можете быть первым!