Кумтор продолжает оставаться одной из наиболее сложных проблем нашей страны. И политика руководства никак не помогает нам понять, что с ним происходит.
Я ранее задавала вопросы о том, где золото, какова ситуация на руднике, что с экологией и самое главное, что будет дальше? Правда ли, что планировался дорогой и расточительный переезд в новый офис? Каков статус компании? Ответов нет. ЖК отказался рассматривать этот вопрос. На вопрос Акылбеку Жапарову о том, что происходит на Кумторе, он привел несколько цифр, которые, ситуацию не слишком прояснили.
Заявлено про 5 тонн золота. Где они? Это простой вопрос, на него никто не ответил. Кумтор раньше давал по 17 тонн золота в год. То есть в среднем 1,4 тонны в месяц. Сейчас 5 тонн добыто за 5 месяцев внешнего управления, это меньше обычного. Нарушены технологии?
Все заявляют, что золото не вывозится из страны, значит, оно не продается? А откуда тогда деньги на счетах "Кумтор голд компани"? Почему 100 млн? Одна унция сегодня стоит 1755 $. В тонне 35273.9 унций. Умножаем на 5 тонн получаем 176 305 унций. Умножаем на 1755 $ получаем 309 миллионов 520 тысяч долларов США. Где остальные деньги? А сколько добыто серебра? Других металлов? Где они?
При канадцах за 2020 год они отчислили в государственный бюджет 159 218 106 $ США за год, или больше 13 млн.$ в месяц в виде прямых и косвенных налогов и отчислений. А сколько сейчас при новой власти отчисляет Кумтор? Недавно озвучили цифру в 500 млн. сом или 5 896 643,50 $ США. Не мало ли? (https://www.kumtor.kg/…/kgc_news_release_mar_12_2021_q4_end…).
К этим вопросам добавляются много новых. Правда ли, что себестоимость добычи золота поднялась с 900$ при канадцах до 1400$ при г-не Болтуруке? При стоимости унции 1755 $ это уже практически убыточная компания, если да, то почему? Управляем плохо? Нарушаем технологию?
Что произошло в Швейцарии? О чем договаривались? Зачем для переговоров нужен председатель ГКНБ и генеральный прокурор? Почему результаты этих переговоров до сих пор неизвестны? Причем, из всех источников идет разная информация.
Если допустить, что все это правда, то вывод такой, нынешние власти планируют забрать рудник и, возможно, отдать канадцам акции. Возникает сразу несколько вопросов. Если мы получаем рудник, то кто будет проводить рекультивацию? Золота осталось, если не убивать оставшиеся ледники, на год- два. Рекультивация это десять лет, и миллионы долларов, дорогие и очень серьезные технологии, кто будет это делать? Канадцы будут всю оставшуюся жизнь благодарить Болтурука, за то, что всю прибыль забрали они, а всю черную и дорогую работу он посадит на шею нашего народа. Второй вопрос, эти акции приносят деньги, и будут приносить еще некоторое время, когда рудник закроется. Они стоят сегодня примерно 9,53 канадских доллара за акцию, (https://www.finanz.ru/aktsii/centerra_gold). Кыргызстан владеет сегодня 77 млн 401 тысяча 766 акций «Центерры» (https://rus.azattyk.org/a/30758737.html), их стоимость 737 миллионов 638 тысяч 829 канадских долларов или примерно 590 миллионов $ США. Причем за год их стоимость упала с 714 млн.$. (https://www.akchabar.kg/…/…/centerra-stock-price-14-11-2020/). То есть, мы потеряли за год 125 млн. $ или 10,5 млрд сом.
Мы все это просто так отдадим? Канадцы будут опять очень довольны, они забирают все акции, продолжают работать на новых местах или продадут какому-нибудь новому крупному игроку. А нам останется умирающий рудник, с кучей проблем и затрат. Правильно ли это?
Мы поддерживаем национализацию Кумтора, мы поддерживаем то, что наши богатства должны принадлежать народу, мы требуем прозрачности и подотчётности, чтобы люди знали куда уходит каждый доллар из компании, и самое главное, чтобы было понятно, что будет в будущем?
Наталья Никитенко, депутат ЖК КР
Комментарии (1)