Почему бы и нет? Так подумал учитель русского языка Сергей Семенов из Новосибирска о возможности поучаствовать в международном образовательном проекте. И поехал обучать детей в поселок Сузак, что расположен в двух километрах от Джалал-Абада. Опыт получился потрясающим: он помог изменить жизнь не только самого педагога, но и школьников, с которыми работал Семенов.
Новосибирский учитель приехал в кыргызский поселок в 2022 году в рамках программы образовательного обмена, направленной на популяризацию русского языка и культуры в Кыргызстане. Свою роль Сергей находил одновременно сложной и полезной, поскольку стал связующим звеном между двумя культурами.
Учитель с первых дней пребывания в Сузаке, удивившем его слишком теплой по сибирским меркам зимой, обратил внимание на энтузиазм, с которым школьники подошли к учебе.
«Несколько моих учеников учились одновременно в обычной школе и медресе и изучали одновременно несколько языков: русский, английский, арабский, кыргызский, турецкий. Честно говоря, от напора некоторых ребят я даже уставал: «спросите меня», «проверьте меня», «дайте мне больше заданий», «хочу к доске», — написал Семенов в своей статье о работе в Кыргызстане.
Он отметил, что его ученики были особенно увлечены изучением русского языка и литературы, движимые желанием приобщиться к богатому культурному и историческому наследию, связывающему Россию и Центральную Азию. Уроки Сергея были наполнены оживленными дискуссиями о российских авторах, исторических событиях и общем наследии двух регионов.
«Ахматовское «С любимыми не расставайтесь…», положенное на музыку и прочитанное как рэп, вызвало живейший интерес у кыргызских школяров… Я был поражен, как они вслушивались в каждую строчку в абсолютной тишине. [...] На перемене ко мне по очереди подошли почти все юноши, и попросили скинуть ссылку с этим треком. Впоследствии, и я это считаю своим педагогическим успехом, я наблюдал, как мои выпускники цитируют Лермонтова, Пушкина, Есенина, Цветаеву в сторис инстаграма», — рассказал учитель.
По словам Семенова, одним из самых запоминающихся событий во время его работы в сузакской школе стало празднование Дня русского языка, организованное совместно с Новосибирским фондом сохранения и развития русского языка «Родное слово». Мероприятие, приуроченное ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина, проходило в самом центре Джалал-Абада. Где, к слову установлен бюст великого русского поэта, как свидетельство прочных культурных связей между Россией и Кыргызстаном.
Мероприятие собрало более 200 участников, в том числе школьников, преподавателей и местных жителей. Многие из них вышли на сцену, чтобы прочитать стихи на русском, кыргызском и узбекском языках, демонстрируя языковое разнообразие и единство региона. Сергей Семенов был особенно тронут тем, как его ученики уверенно декламировали стихи великого русского поэта. Для него этот день стал не просто праздником родного языка в чужой стране, а напоминанием о пользе культурного и образовательного обмена.
«Нужно сказать, конечно, большие слова благодарности Российской Федерации за то, что они нашли возможность при нехватке учителей внутри страны, все-таки не во всех регионах хватает специалистов, направить педагогов к нам. Мы также знаем, что это нужно обеим странам как Кыргызстану, так и России. Во—первых, для того, чтобы русский язык оставался по-настоящему востребованным у нас в стране. Этого можно достичь только, дав детям возможность обучаться на этом языке. Это хорошо для нас поскольку он несет и культурную составляющую, и политическую, если можно, так сказать. Говоря на одном языке, мы будем друг друга лучше понимать», — говорит экс-депутат Жогорку Кенеша Евгения Строкова.
История учителя из Сузака одна из многих. В 2023—2024 учебном году 120 педагогов работали в 51 школе республики в рамках проекта «Российский учитель за рубежом».
Поскольку русский язык является официальным в Кыргызстане, система образования построена таким образом, что обучаться можно на двух языках, в том числе и на базе стандартной учебной программы на русском языке. Это гарантирует учащимся доступ к высококачественному образованию, а значит и повышает их шансы на достойное трудоустройство за пределами республики.
Понимая пользу изучения русского языка для кыргызстанцев официальные власти страны делают все, чтобы укрепить сотрудничество в образовательной сфере между нашими странами. И здесь важно сказать, что Россия всегда идет навстречу.
Сегодня российская сторона рассматривает возможность увеличить число педагогов из России, которые будут преподавать кыргызским школьникам русский язык, литературу, историю и другие предметы. Ожидается, что в ближайшие годы число учителей вырастет, до 150.
Помимо этого, РФ реализует в нашей республики проект «Сила ума», в рамках которого российские учителя преподают нашим школьникам также точные дисциплины — физику и математику. Это очень важно, учитывая, что страна сегодня испытывает нехватку педагогов, а эти предметы являются основой среднего образования.
«Важно, что российские учителя приезжают к нам не только, чтобы обучать наших детей русскому языку, литературе и другим, безусловно, важным предметам. Они также преподают нашим детям точные науки — математику, физику — и другие дисциплины. Это важно потому что у нас очень давно назрела проблема с преподавателями точных наук и естественных наук. И это большая подмога нам», — продолжила Строкова.
Также наши школьники сегодня имеют возможность обучаться в России по обмену. Это короткие трехмесячные программы, во время которых дети абсолютно бесплатно учатся в Международной школе «Интердом» в городе Иваново.
Вместе с тем, российская сторона старается создать условия, чтобы помочь Кыргызстану в развитии собственной системы школьного обучения. Чтобы наши дети, могли никуда не уезжая, получать полноценное и качественное образование на родине.
Одна из последних подобных инициатив — строительство в Кыргызстане девяти современных школ, оснащенных по последнему слову техники. Все расходы по строительству и оснащению, а это немалая сумма — одно такое учебное заведение оценивается в полмиллиарда рублей — российская сторона берет на себя.
Школы должны быть построены в стране до 2027 года и обеспечить 11 тысяч ученических мест. Однако уже сейчас понятно, что учебные заведения не смогут вместить всех желающих. Уж слишком их много.
Родители маленьких кыргызстанцев прекрасно понимают, что российское образование — это не просто престижно, но и точно откроет для их детей дверь совсем в другое, более качественное будущее.
«Качественное российское образование важно для нас и по другим причинам. Мы находимся сегодня в Евразийском экономическом союзе. А строить его без понимания, без единой образовательной системы невозможно. У нас общий рынок труда, и мы знаем, что Россия выступает для наших граждан главным внешним рынком для трудоустройства. Конечно, когда ребенок прошел обучение на русском языке, ему потом проще добиться результатов в российских высших учебных заведениях. А это уже своего рода гарантия построения успешной карьеры, будь то в России или в другой стране — ведь российское образование ценится во всем мире», — заключила Евгения Строкова.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Вы можете быть первым!