Произошедший в конце апреля 2021 года вооруженный конфликт на кыргызско-таджикской границе, сопровождавшийся жертвами и разрушениями, может оказаться не последним в регионе. Если вопрос границ не решить — обострение и новые локальные столкновения неизбежны.
Проблемы с границами в Центральной Азии начались задолго до распада СССР. В 1991 году проблемы приобрели новый формат и с годами стали обостряться. Приграничные вопросы за годы независимости стран Центральной Азии превратились из просто неудобных в потенциально опасные. Сейчас они стали фитилем от пороховой бочки, которая может взорваться в любой момент.
Если у какой-то страны в Центральной Азии есть недемаркированная граница и анклавы, то это почти 100% гарантия того, что рано или поздно будет конфликт. Кыргызстан с Таджикистаном тому подтверждение.
Проблемы у Бишкека начались задолго до апрельского конфликта. Это наследие президента Аскара Акаева, который возглавил страну в первые годы независимости. Он решил, в рамках отхода от советской модели строительства государства, развивать в стране демократию, взяв за ориентир западную модель. К сожалению, некоторые проблемы, среди которых не последнее место занимает приграничье, при такой модели управления решить не удалось.
При самых первых тревожных симптомах необходимо было, с одной стороны, приложить максимум усилий, чтобы решить вопрос с делимитацией и демаркацией границ, а с другой — проявить твердость и политическую волю, чтобы заставить население уважать закон и порядок. Сейчас, по прошествии стольких лет и накопившихся проблемах внутри страны, это сделать намного сложнее.
Сложность проблемы понимали все прежние руководители Кыргызстана и поэтому предпочитали откладывать решение пограничных проблем в «долгий ящик».
В результате мы наблюдаем периодические столкновения, иногда с привлечением военных и боевой техники на спорных участках границы. Апрельский конфликт на границе с жертвами и разрушениями далеко не последний. Если вопрос границ не решить — обострение и новые локальные столкновения неизбежны.
Если президент Кыргызстана Садыр Жапаров хочет максимально сократить возможность повторения конфликтов на границе, то ему придется решать проблему, пусть даже и силовыми методами.
Руслан Шамгунов, эксперт,
доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве Санкт-Петербургского государственного университетаПримечание: Статья автора не отражает редакционную позицию
Комментарии (0)
Нет комментариев. Вы можете быть первым!