Одной из главных экологических задач человечества является решение проблемы мусора и его переработка. Если в 20 веке наибольший вред окружающей среде наносили отходы из металла, бумаги и картона, то главным загрязнителем 21-го столетия является пластик. Ежегодно в мире производится около 400 миллионов тонн пластиковых изделий, подавляющая часть которых используется один раз, после чего выпадает из экономического цикла.
На Земле уже нет места, где бы не присутствовали пластиковые отходы. Они есть в самых удаленных горных районах и на Эвересте, в лесах, ранее считавшихся девственными, в мировом океане дрейфуют мусорные острова из бутылок и пакетов.
При этом невозможно точно рассчитать скорость разложения пластика, так как на этот процесс влияет большое число факторов, таких как тип материала, температура, влажность, попадание солнечных лучей. Длительность разложения варьируется от 20 лет в случае с пакетом до более 400 лет, если речь идет о бутылке.
Главные производители изделий из пластика — крупнейшие глобальные нефтехимические компании, такие как ExxonMobil, Dow, Sinopec, Saudi Aramco, PetroChina, Lotte Chemical, Total, LyondellBasell и другие. По данным исследования, проведенного австралийским фондом Minderoo Foundation, 20 нефтехимических компаний производят около 55% одноразового пластика в мире.
При этом, пластиковая упаковка лучше сохраняет продукты, тем самым сокращая объем пищевых отходов на 75%. Поэтому полный отказ от нее невозможен и нерационален, а значит единственным выходом является ее переработка и вторичное использование.
В 2019 году более 150 ведущих мировых компаний обязались сократить объемы производства пластика в рамках инициативы Ellen MacArthur Foundation по переходу к новой глобальной экономике, где не производится и не используется не подлежащий переработке или повторному использованию пластик.
Компании также приняли на себя обязательства внести вклад в борьбу с пластиковым загрязнением планеты, в том числе, за счет реализации проектов, направленных на переработку и вторичное использование.
Сегодня, интересные проекты, дающие пластику «вторую жизнь», реализуются в самых разных отраслях: производстве одежды и обуви, продуктов питания, мебели, инфраструктурном и дорожном строительстве, IT и других.
Пластик для ЗОЖ
Кроссовки из переработанного пластика (Фото: Московский музей дизайна)
Немецкая корпорация Adidas в партнерстве с общественным движением Parley, которое занимается проблемой накопления пластика в океанах, реализовала ряд проектов, направленных на вторичное использование полиэстера для производства своей продукции. Полиэстер распространен в спортивной индустрии благодаря тому, что он быстро сохнет и мало весит. В 2019 году большинство футболок и кроссовок Adidas было изготовлено по экологически рациональным технологиям, а в некоторых специальных коллекциях изделия на 75% состояли из вторичного полиэстера. Кроме того, в 2020 году компания представила экологичную коллекцию PrimeBlue. Это спортивные топы, футболки, легинсы, шорты и кроссовки из переработанного материала, который содержит 50% океанского пластика.
Дорожное покрытие и стройматериалы
Фото: gettyimages.com
Делать асфальт с добавлением переработанного пластика впервые попробовали в Индии. Разработчики тогда смогли увеличить срок службы дорожного покрытия вдвое. Из Индии идея перекочевала в Западную Европу, где один из руководителей шотландской компании MacRebur после 18 месяцев исследований запатентовал высокоэффективные добавки на основе переработанного пластика. Они выпускаются в виде гранул и хлопьев, которые добавляются вместе с битумом при производстве покрытия. Модифицированная асфальтобетонная смесь становится прочнее на 60%, а полотно на ее основе служит в 10 раз дольше.
Игрушки из морского пластика
Фото: Mattel
Компания Mattel, всемирно известная куклами Барби, выпустила серию игрушек из переработанного пластика по мотивам фильма «Парк Юрского периода». Например, на выпуск одного доисторического ящера – мозазавра – уходит 454 грамма морского пластика, то есть выловленного в океане.
Мебель и товары для дома из пластиковых бутылок
Фото: IKEA
Компания ИКЕА производит целый ряд наименований продукции, изготовленной из вторичного пластика. Например, на изготовление одного ковра необходимо примерно 740 пластиковых бутылок объемом 0,5 литра. Его можно класть на любой тип напольных покрытий, даже на полы с подогревом. А полиэстеровую штору с водоотталкивающим покрытием, также произведенную из пластиковых бутылок, в дальнейшем можно отправить на переработку.
Футбольное поле из упаковки для чипсов
Фото: PepsiCo
Бренд Lay’s корпорации PepsiCo вместе с УЕФА и Streetfootballworld строит по всему футбольные поля из переработанных упаковок от чипсов. Такие площадки могут служить до 10 лет, а затем их также можно переработать.
В подготовке материала для полей используется новая технология переработки отходов: пустые пачки от чипсов отбирают, очищают, затем измельчают и добавляют резину. Из полученной смеси формируют гранулы, из которых производят основу искусственного газона.
Первое эко-поле уже открылось в южноафриканском городе Тембиса. В планах компании к концу этого закончить строительство таких площадок в Бразилии, Турции и Великобритании.
Глобальный план PepsiCo — удвоить долю своих напитков в повторно используемой таре с 10% до 20% к 2030 году. Это продолжение внедрения стратегии PepsiCo Positive (pep+), глобальной трансформации бизнеса, в которой устойчивое развитие и люди находятся в центре деятельности компании. Именно такой подход лежит в основе будущего успеха компании.
Распространение повторного использования упаковки необходимо и для достижения целей компании по снижению первичного пластика на 50% к 2030 году, и чтобы стать полностью углеродно-нейтральной компанией к 2040 году. Этому также будет способствовать работа с партнерами компании по увеличению переработанного пластика в упаковке.
Компания снижает долю первичного пластика в упаковке, используя для ее производства переработанный пластик rPET. Работа по переходу на 100 % rPET проходит на 22 рынках. В начале 2022 года PepsiCo также объявила о переходе на полностью переработанную и возобновляемую упаковку для снеков к 2030 году.
Решение задачи вторичного использования сырья для упаковки требует участия всех сторон: производителей, государства, общества.
Правильное обращение с пластиковыми отходами – это основа бережного отношения к окружающей среде и вторая жизнь для миллионов упаковок и бутылок, в уже новом, переработанном облике.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Вы можете быть первым!