Вышла моя новая книга "Пушкин актёр или нарратор? О двух моделях мирового театра киргизов и а также о многом другом..."
О чём она?
К сожалению, человечество с давних пор привыкло к тому, что аристотелевский театр является единственной безальтернативной моделью сценического искусства. А на всех остальных видов и моделей смотрим как на предтечу греческого эталона, т. е. аристотелевского театра и причисляем их к разряду искусств, якобы, находившиеся в низшей ступени развития. Такая устойчивая догма существует со времён культурной экспансии Александра Македонского, когда великий завоеватель, на оккупированных территориях, силой насаждал греческую культуру, совершив первую мире глобализацию. В результате «культурной реформы» Александра Великого, художественное творчество, в том числе театрально - исполнительское искусство коренных народов оккупированных широт, было отодвинуто на самый задний план. С тех пор вот уже 24 века под искусством театра мы понимаем только аристотелевскую модель, т.е. она стала как бы единственной прародительницей всей сценической культуры всего человечества. Следуя такой логике, можно было бы утверждать, что вся многообразная мировая культура имеет одного единственного прародителя. Но это было бы чистейшим абсурдом.
Вот такой абсурдный стереотип сложился до нашей эры в отношении театрального искусства и до сих пор эта догма успешно восседает на Олимпе мировой сценической культуры.
Только в XX веке немецкий драматург, режиссёр и теоретик театра Бертольт Брехт «восстал» против аристотелевского театра и предложил свою альтернативу - теорию эпического (не аристотелевский) театра. Конечно, Брехт в своей художественной практике полностью стоит на платформе аристотелевского театра. Тем не менее, его идея стала «заразной» для представителей гуманитарной сферы в понимании многообразия видов и моделей театрального искусства. И в этой книге речь идёт о двух ветвях Мирового Театра - по модели диегесис и по модели мимесис на примере уникального киргизского нарративного (эпического, повествовательного) театра, возникший ещё до зарождения театра мимесиса - аристотелевского сценического искусства и сохранившиеся до наших дней. В сущности, аристотелевский театр вышел из театра диегесиса.
Что касается гениального русского поэта, драматурга и прозаика А. С. Пушкина, то и он имеет определённое отношение к театру диегесиса, хотя как драматург он представитель аристотелевского театра - модели мимесиса.
В книге затрагивается ещё одна не маловажная проблема - возникновение в Кыргызстане аристотелевского театра. В своё время большевики под предлогом «культурной отсталости» окраины бывшей Российской империи навязали аристотелевский театр. Но истинная причина насаждения театра европейского образца была совершенно другая, хотя, к сожалению, вот уже почти девяносто лет киргизские историки, литературоведы и искусствоведы не устают повторять большевистскую демагогию...
Комментарии (0)
Нет комментариев. Вы можете быть первым!